среда, 6 февраля 2019 г.

Здравствуй, юность в скейтбордАх


Здравствуй, юность в скейтбордАх
(«Скейт-кухня», реж. Кристал Мозелл, США, 106 мин.)

П.И.Филимонов

Это кино проходит у нас по разряду нового, недавно появившегося, или, точнее, недавно вычлененного критиками жанра – noortekas. По-русски звучит гораздо более громоздко, что-то типа «молодёжный фильм независимых студий про тяжёлое, но счастливое детство». Надо сказать, что посмотрел я их вот уже несколько, и большого разнообразия не заметил. В центре повествования всегда герой или, как в этом случае, героиня, несколько изгойского склада характера, не слишком обременённый/ная друзьями, родительской любовью, неустроенный/нная в смысле поисков места в жизни, чаще всего озабоченный одним конкретным увлечением, в котором для него заключается вся жизнь, и которое режиссёр/ка пихает в качестве долгоиграющей метафоры в весь корпус фильма.



В данном случае речь идёт о субкультуре скейтбордистов. Фильм «Скейт-кухня» рассказывает об одноимённой группе очень молодых (от 16 и чуть старше) скейтбордисток в неустановленном мной крупном американском городе. Возможно, Нью-Йорке. Героини фильма используют в разговорах некоторую городскую топонимику, но известных мне названий не прозвучало, что говорит только о моём слабом знании американской топографии и ни о чём больше. Эти девочки-девушки регулярно собираются в парках и, собственно, занимаются тем же, чем занимаются скейтбордисты во всех без исключения парках всех без исключения городов мира, где эта тема развита – показывают друг другу трюки разной степени сложности, падают, поднимаются, дают друг другу хай-файвы, болтают, смеются, курят траву, проживают первые и самые счастливые части своих молодых жизней. Мы, в общем, не получаем никакой совсем информации о той части их жизни, которую можно назвать, если можно так выразиться, официозной стороной – только про главную героиню, девочку из испано-англо говорящей семьи по имени Камилл, мы знаем, что она, по всей видимости, не учится, и видим, где она работает. Про остальных не знаем и того. Потому что в юности это же всё действительно не важно, потому что есть первая половина дня, с занудными школами-колледжами-работами-обязанностями, и есть вторая половина дня, которая принадлежит только тебе, и которую хочется длить и длить, не обращая ни малейшего внимания на необходимость спать, например. Поэтому местами Камилл выматывается настолько, что засыпает в метро, причём не в вагоне даже, а прямо на полу станции, подложив под себя свой верный скейт.
А так никакой разницы с жизнью подростков во все времена в любом обществе, ориентированном на условные западные ценности. Первые влюблённости, сложности во взаимоотношениях полов, сложности во взаимоотношениях с друзьями, сложности опять-таки во взаимоотношениях с родителями – всё то, что их предшественники проходили десятки, сотни и тысячи раз. Только в обрамлении трюков на скейтбордах, да и пожалуй, в качестве особенности нашего времени, марихуаны в фильме присутствует намного больше, чем, например, алкоголя. Не обходится без рэпа, видеобложиков, селфачей в инста, групповых чатиков в фейсбуке. Но это, ей-богу, всё просто приметы времени, просто внешний антураж.
В глобальном смысле последние лет сорок, наверное, ничего не меняется. И это, скорее всего, всё-таки хорошо. Значит, есть в мире хоть какая-то стабильность, значит эти нынешние подростки вырастут не лучше, и не хуже нас, и наших родителей, и их родителей и так далее. И будут с умудрённым видом и чуть свысока писать подобные рецензии на кино будущего. Даже если не писать и даже если не кино.  


Комментариев нет:

Отправить комментарий