суббота, 23 февраля 2019 г.

Особенности национальной экранизации


Особенности национальной экранизации
(«Правда и справедливость», реж. Танель Тоом, Эстония, 165 мин.)

П.И.Филимонов

Общеизвестно, что никто не умеет экранизировать романы Диккенса, например, лучше, чем англичане. Как бы ни пытались представители разных других кинематографических школ проникнуть в вопрос, такого погружения в английскую реальность 19 века им всё равно не добиться ни за что и никогда. То же утверждение, наверное, будет верно и относительно русской классики. Как бы хороша ни была Кира Найтли, предположим, но на месте Вронского каждый бы (я думаю) предпочёл Татьяну Самойлову. И горячее она, как хотите, и мечется убедительнее, и морфий – если бы это показали – жрёт достовернее.  




Видимо, это правило знает очень мало исключений. Потому что свежая экранизация первой части самого главного эстонского романа «Правда и справедливость», безо всякого сомнения, удалась. Местами видно, что, наверное, бюджет немного экономили – несмотря даже на то, что одним из продюсеров фильма выступил сам Армин Кару - , местами кажется, что пластический грим исполнители роли Андреса Прийта Лоога слишком напоминает то ужасное, что вынужден был носить на своём прекрасном личике Сергей Безруков в фильме про Высоцкого, но это, право, мелочи, на которые не стоит обращать внимания. Главная национальная классика достойно перенесена на киноэкран, и ничего другого тут говорить не приходится. Бережно и близко к тексту. Без новаторских выкрутасов, которые нормально воспринимаются в случае сто двадцать пятой постановки или экранизации одного и того же текста. Канонически. И это правда хорошо.
Режиссёр Танель Тоом перенёс на экран пока что только первую часть пятитомной эпопеи, рассказывающую о жизни двух соперничающих хуторян в Варгамяэ, их семьях, молодости, зрелости и старости. Возможно, теперь нас каждый год на протяжении ближайших пяти ждёт появление в годовщину независимости очередной серии экранизации. Откровенно говоря, даже и хотелось бы. Ну, хотя бы в силу той простой причины, что фильмы, скорее всего, посмотрит значительно больше народу – в том числе и некоренной национальности – чем прочитает книги. Когда-то, в 1975 году, Микк Микивер экранизировал вторую часть эстонского пятикнижия, но это пока и всё. Так что, помимо всего прочего, фильм Танеля Тоома, разумеется, ещё и выполняет просветительскую функцию.  
Не будем распространяться о том, что это кино посмотреть нужно, чтобы лучше понимать страну, в которой живём, загадочную эстонскую душу и так далее. Это самоочевидные вещи. Фильм хорош и безотносительно всех сопутствующих обстоятельств. Это такой крепкий продукт, держащий интерес зрителя почти с первого до почти последнего кадра, как часто бывает с хорошими экранизациями классики. Может быть, местами слишком похоже на сериал, потому что когда исчерпывается один конфликт фильма, повисает короткая смысловая пауза, куда непроизвольно хочется впихнуть титры – но тут же начинается как бы следующая серия. Ну так и в этом тоже нет ничего плохого, считайте, что мы и посмотрели сериал, просто ужатый и упиханный в два часа сорок пять минут экранного времени. В общем, придраться не к чему совершенно. И очень правильно, как мне кажется, ещё и то обстоятельство, что фильм – в отличие, например, от недавнего «Ноября» - нисколько не претендует на какую-то отдельную от книги шедевральность. Он по-простому, по-крестьянски, выступает ровно тем, чем и является -  честной экранизацией классики. Объёмной и неторопливой. Которая требует такого же подхода. И определённого настроения, конечно. Но если всё сложится – а много, в общем-то, для этого не нужно – то удовольствие вы получите.



Комментариев нет:

Отправить комментарий