вторник, 29 января 2019 г.

И в третий раз закинул старик в море невод



И в третий раз закинул старик в море невод
(«Встреча одноклассников 3: Крёстные отцы», реж. Рене Вильбре, Эстония, 90 мин.)

П.И.Филимонов

Приходится с сожалением констатировать, что авторам смешной в целом франшизы не хватило мужества вовремя остановиться. Первые два фильма были смешными, иногда очень смешными, сделанными именно с целью развлечь зрителя, без всяких задних смыслов и четырнадцатых подтекстов – самой неблагодарной целью в кинематографе вообще. Потому что делать чисто развлекательное кино, как мне кажется, едва ли не сложнее всего. Потому что много ли нужно, чтобы снять какой-нибудь авторский арт-хаус? В наших условиях вообще ничего – пустить какого-нибудь Йоргена Лийка с серьёзными щами гулять по камышам, завести за кадром музыку Арво Пярта – и вот тебе готовый арт-хаус.



В кинематографе развлекательном всё не так просто. Там нужно как-то угадать чаяния народа, нужно иметь нюх относительно того, что этим людям смешно, а что, например, страшно, что их тревожит и что возбуждает различные рецепторы их тел. И вот два фильма создателям «Встречи одноклассников» это удавалось. А на третьем случился какой-то затор. И вроде бы актёры всё те же, да к ним ещё и добавляются всегда смешной Отть Сепп и всегда харизматичный Яан Ууспыльд, и тема самая что ни на есть благодатная – лагерь тантрического секса и поиск девушки для одинокого и страдающего по этому поводу Андреса. Экран просто ломится от блондинок разной степени загорелости, обнажённости и аппетитности. Вполне можно было бы свернуть в уютное и опробованное тысячелетиями русло легкоэротической комедии. Собственно, кажется, авторы и попытались это сделать.

И вот почему это не очень получилось, большой вопрос. На самом деле, вроде бы всё они (авторы) делают правильно. Комедийные ходы, пусть и заезженные, но, по идее, всё равно должны работать. В пошлость создатели фильма не ударяются, всё более-менее на грани – на такой грани, на какой и должен балансировать простой фильм «для народа». Но вот что-то не то. То ли просто герои за три части уже слегка приелись, и не происходит в них никакого комедийного развития – они смешны всё тем же, чем и были смешны в самом первом фильме, никаких подвижек. То ли как раз боязнь удариться в крайности и делает этот фильм каким-то излишне политкорректным, каким-то нарочито нейтральным и слегка выхолощенным, что ли. Так показалось. С третьей стороны, может быть, это с моим чувством юмора произошло за это время что-то радикальное, и те простые вещи, что веселили меня во времена выхода в эфир первой части трилогии, перестали доставлять удовольствие сейчас?

Или это вовсе обман памяти? Почему-то мне сейчас, в 2019 году, кажется, что в момент просмотра первой части «Встречи одноклассников», когда там это было, в 2016, что ли, я прям ржал в голос над некоторыми сценами, а сейчас, видите ли, только иногда позволял себе легко ухмыльнуться. А может, и не было такого, может и не ржал никогда? Может, это ложное воспоминание, картина, иллюзия и картина?

Не знаю. Но – при общей лёгкости фильма, при том, что смотрится он по-прежнему почти на одном дыхании и одну из своих функций всё равно вполне выполняет – на время показа этой комедии отключаешься от мыслей о насущных проблемах и личных горестях-тревогах, всё равно не покидает ощущение, что создатели могли лучше, но как-то подошли к процессу либо не с таким энтузиазмом, как при съёмке первых двух частей, либо понадеялись, что прокатит инерция. Она прокатывает только до какой-то степени.   



Комментариев нет:

Отправить комментарий