пятница, 4 января 2019 г.

Венгерский бунт, прилагательные подставьте




Венгерский бунт, прилагательные подставьте
(«Закат», реж. Ласло Немеш, Венгрия-Франция, 142 мин.)
П.И.Филимонов

Ласло Немеш – это тот самый чувак, который снял «Сына Саула», фильм, уже обсуждавшийся нами тут в Киноптикуме пару лет назад. На этот раз он обратился к совершенно другой тематике, или так кажется поначалу. Молодая девушка Ирис Лейтер приезжает в Будапешт в надежде устроиться модисткой в знаменитую шляпную мастерскую, которой когда-то владели её родители. В мастерской в этом самом загадочном «когда-то» случился пожар, родители Ирис погибли при путаных обстоятельствах, кроме того, у неё, как внезапно выясняется, есть неожиданный брат с опереточным именем Кальман, о существовании которого она не знала, но который каким-то демоническим бабайкой терроризирует всю округу, внося ужас в сердца легкомысленных модисток и их окружения, не хуже мистического Туунбака из известного сериала.


Казалось бы, ничего общего с «Сыном Саула», но стоит добавить, что действие «Заката» происходит в 1913 году, как сразу многое встаёт на свои места и метафора считывается, как буквы «Ш» и «Б» в таблице Сивцева. Закат Европы, гибель империи (Австро-Венгерской в данном конкретном случае), обрушение старого мира, показанное через личную катастрофу главгероини, за которой точно таким же назойливым хвостом следует камера, как следовала и за протагонистом «Сына Саула». Фильм «Закат» пронизан ощущением надвигающегося зла, зла какого-то абсолютного, лезущего изо всех пор и дыр, сочащегося чуть ли не из-под земли и отравляющего воздух своим тяжёлым дыханием. В этом смысле он может восприниматься как приквел к тому же «Сыну Саула», где зло уже просочилось и приняло понятные формы. В «Закате» немного раздражает то, что это зло – оно какое-то да, всеобъемлющее и вездесущее, но нет, непонятное. Оно есть, причём есть со всех сторон, и со стороны нового хозяина мастерской господина Бриля, который с холодной миной продаёт своих девушек на утехи извращенцам двора его императорского величества (ну, Австрия, страна Захер-Мазоха, да и до республики Сало относительно недалеко, ничего не поделать, география подчас решает), и со стороны всё того же опереточного Кальмана, про которого всю вторую половину фильма непонятно, он ещё жив, или таки уже нет. Но чего конкретно оно хочет и добивается, это зло, не совсем ясно.
И вот эта двойственность «Заката» как-то слегка подбешивает. С одной стороны, центральная метафора фильма разжёвана Немешем до состояния совсем удобоглотательной кашицы, ну просто никаких усилий прикладывать не надо, аж в название всё вынесено. С другой стороны, вездесущность зла и насилия призваны, по всей видимости, заслонить от зрителя тот факт, что толковой сюжетной развязки Немеш и его сценаристы придумать не смогли. Или не сочли нужным. Возможно, всё и должно быть абстрактным, необъясняемым, как в фильмах ужасов, в хороших фильмах ужасов, где саспенс нагнетается ещё и неизведанностью зла. Все убивают всех, все просто хотят друг другу самого худшего, потому что такова человеческая природа в угасающих империях либо вообще. И только неслучайно опереточный Кальман не слишком справляется с ролью князя тьмы, поэтому, скорее всего, в самом конце и происходит ничем до того не предвещавшаяся трансформация. В конце концов, зло, точно так же, как и красота, в глазах смотрящего.
Наконец, нельзя ещё раз не упомянуть картинку. Оператор Матьяш Эрдей как раз справляется со своей задачей (если мы правильно её определили) на все сто процентов – красивые интерьеры и экстерьеры, показанные в этом дёрганом, не совсем линейном ритме, как будто снова и снова талдычат нам о том, что главное в этом фильме – это его название, ощущение распада, фин-де-сьекля, рагнарёка, конца, агонии. Ладно, ладно, мы понимаем с одного раза.

         

Комментариев нет:

Отправить комментарий