Хотеть-то он хотел
(«Человек, который удивил всех»,
реж. Наталья Меркулова и Алексей Чупов, Россия 105 мин.)
П.И.Филимонов
Во время детских футбольных баталий во второй половине двадцатого века
бытовало меж нами такое присловье: «Замах на рубль, удар на копейку». Это когда,
например, выполняющий пенальти человек разбегался аж до соседнего двора, а потом
вместо этого самого пенальти у него случался малопонятный кикс, часто именно
из-за неадекватности совокупных сил, потраченных на разбег.
Вот мне кажется, что фильм «Человек, который удивил всех» Натальи Меркуловой
и Алексея Чупова – из такого разряда. Я, конечно, могу только спекулировать о
том, каковы были задумки режиссёрского тандема на этот раз, но, честное слово,
хочется быть максимально благожелательным к паре соавторов, собственно, по двум
причинам. Во-первых, если есть хотя бы чисто теоретическая возможность того,
что кино они задумали таким, как показалось мне, то это просто трагический
случай неудачной реализации собственного замысла. Во-вторых, потому что, если
они задумывали именно то, что получилось на выходе, то это как-то совсем
грустно.
Короче, в российском селе, почему-то хочется по этому поводу выразиться
красиво: «на дальнем кордоне», живёт чувак (в исполнении Евгения "Подвижная
Мимика" Цыганова), какой надо чувак. Настоящий русский мужик, браконьера
задержит, коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт – вот это всё. Последние
пункты не совсем про мужика? Слушайте дальше. Короче, такой, домостроевец с
навальными замашками. И вот он узнаёт, что неизлечимо болен, и жить ему
осталось буквально несколько месяцев. А жить, понятно, хочется. И, когда все традиционные
методы уже не срабатывают, подобно утопающему, он тоже хватается за соломинку и
встречается с местной шаманкой. Которая, бухнув, поёт ему старинную народную
песню-легенду про селезня, который, поняв, что смерть за ним идёт, притворился
уткой и таким образом смерть обманул.
И Настоящий Мужик тоже решает обмануть смерть. И притвориться не собой. Что
для селезня утка, то для мужчины – кто? Правильно, женщина. И вот здесь-то, как
мне кажется, Меркулова и Чупов и потеряли фильм. Потому что из метафизики, из
совершенно дивно вырисовывавшейся полумистической истории про трикстера
поневоле они ушли в актуальную социалочку. Ну да, всё понятно, об этом тоже
нужно говорить и снимать, но уж слишком хорошо всё начиналось для таких
банальных сюжетных ходов второй половины фильма. Что, никто не знал, что геев в
российской глубинке (и не только в российской, и не только в глубинке) не
любят, и это ещё мягко сказано? Никто не знал, что отдельные оголтелые граждане
бьют их смертным боем, да ещё и норовят попользоваться в сексуальном смысле –
потому что настоящий мужик не может быть только принимающей, простите,
стороной, а остальное норм? Никто не знал, что российское (и не только)
общество лишено всякого представления о толерантности? Никто не видит эти
экревские плакаты, где страшная бабища с бородавкой обещает «ликвидировать
активную гомопропаганду в школах и детских садах»? Шта, простите?
В итоге из потенциальной притчи сама собой выклюнулась актуальная, но
несколько однообразная и несколько набившая оскомину социальная драма. Хотя, быть
может, авторы такой трансформацией фильма тоже хотели обмануть, например, судьбу
своего творения, или, как идеальные художники, подогнали именно таким образом
форму под содержание и трикстером поневоле вместо героя Цыганова стал сам
фильм? Чёрт его знает.
Комментариев нет:
Отправить комментарий