воскресенье, 20 января 2019 г.

Театр музыкальной трагедии


Театр музыкальной трагедии
(«Холодная война», реж. Павел Павликовски, Польша-Франция-Великобритания, 88 мин.)

П.И.Филимонов
Вспомнился термин из советского времени – Театр Музыкальной комедии. Могу ошибаться, но кажется, так в одной из двух столиц назывался театр оперетты. Новый фильм оскароносца Павликовски можно назвать трагической опереттой, действие истории, рассказанной в «Холодной войне» неразрывно связано с музыкой, с историей польского фольклорного ансамбля «Мазурка», оно разворачивается на фоне музыки, оно вращается вокруг музыки, оно всасывается этой музыкой и ей же порождается.



А так мы видим классического Павликовски, его «Ида» словно бы продолжается здесь из другой социальной ячейки. По-прежнему режиссёра интересует феномен социалистической Польши, Польши сталинских и пост-сталинских времён, но и снова она нужна ему как фон, на котором происходит действие. Фильм, чего уж там, о любви, о такой любви, о которой каждый из нас, наверное, мечтает в ранней юности, чтобы страсти кипели, зубы крошились, и жилы рвались. И, конечно, иначе бы и фильма не было, любви этой всё время что-то мешает, то одна холодная война – в политическим смысле этого слова, то, в значительно большем смысле, другая. Потому что «Холодная война», как показалось – это не столько состояние неразгорающегося конфликта между так называемым соцлагерем и западным миром, но, прежде всего, война женщины с мужчиной. Война, судя по этому фильму, чуть ли не межвидовая. В фильме есть несколько моментов, когда героям Йоанны Кулиг и Томаша Кота, казалось бы, ну совершенно ничего не мешает, ну блин, живите и любите друг друга, вот, можно, вперёд. Но каждый раз кто-то из двоих в буквальном смысле слова придумывает, из пальца высасывает какие-то трудности на пустом месте, которые делают их тихую совместную жизнь невозможной. Что-то им надо помимо любви. То славы, то какой-то там непонятной свободы, то творческой самореализации, то чтобы мужик был мужиком, как в Польше, а не этой социализированной размазнёй, как во Франции. Мужчина и женщина Павликовски мечутся, как мотыльки над свечкой, гоняются друг за другом только того ради, чтобы в следующий момент оттолкнуться, как однополярные магниты.   Никогда им, по Павликовски, друг друга не понять, а потому и счастье невозможно. А раз невозможно счастье, остаётся только музыка да смерть.
И музыка приподнимает эту историю, музыка придаёт ей какое-то немного другое измерение, выносит её куда-то в другую плоскость. Фильм «Холодная война» - он ещё и о том, как одна песня может определить судьбу человека и в буквальном смысле предначертать его будущее. У героев Кулиг и Кота, как и у многих влюблённых пар на планете Земля, есть «их песня». И этой «их песне», с одной стороны можно позавидовать, редко когда у пар бывают настолько красивые «их песни», а с другой стороны, никому такой песни в этом качестве не пожелаешь. Лучше жить менее драматически, но как-то, знаете, подольше.
В общем, это классическая история про «вместе невозможно, а врозь никак», рассказанная на фоне эпохи, которая, похоже, серьёзно режиссёра интересует. С красивой чёрно-белой картинкой. С красивой чёрно-белой Йоанной Кулиг (о красоте польских актрис я готов говорить бесконечно). С завораживающими «Двумя сердечками и четырьмя очами». Эмоциональная, тихая, трагичная. Идеально подходящая для натур музыкальных и романтических.  




Комментариев нет:

Отправить комментарий