Tujurikkuja:
The Movie
(«Настоящая жизнь Йоханнеса
Пяэсуке», реж. Харди Вольмер, Эстония, 104 мин.)
П.И.Филимонов
Как известно, Йоханнес Пяэсуке был отцом-основателем всего эстонского кинематографа,
братьями Люмьер и Прокудиным-Горским в одном лице и флаконе. Он разъезжал по
городам и сёлам и снимал на плёнку жизнь ещё даже не оформившейся страны,
разных её частей и социальных страт. Он, в частности, снял один из первых
дошедший до потомков художественный фильм в истории эстонского кино, не менее
хрестоматийный, чем «Прибытие поезда», «Охота
на медведя в Пярнумаа» (считался первым до 2014 года, когда обнаружили ещё
более старую «Жену напрокат»). Судьба Пяэсуке сложилась печально, он погиб во
время Первой Мировой Войны, непонятно, то ли в 1917, то ли в 1918 году.
Харди Вольмер сделал вот что. Опираясь на дошедшие до наших дней подлинные
съёмки Пяэсуке, выполненные в Сетумаа, он решил воссоздать поездку оператора и
его друга и коллеги балтийского немца Вольтера на эти съёмки. В буквальном
смысле, вот как делал раньше Леонид Парфёнов во вставках к своим «Намедням» -
появлению в теле фильма достоверного исторического кадра предшествует рассказ о
его выстраивании, запечатлевании и разного рода непредвиденностях, происходящих при
его (этого кадра) съёмках – в этом смысле некоторые реплики Пяэсуке напоминают
знаменитый ролик про Ираду Зейналову, тот, где «мальчик, иди в жопу отсюда».
И больше ничего. Или почти ничего. Параллельно истории со съёмками
происходит ещё одна маленькая трагедия, вызванная к жизни желанием режиссёра
продемонстрировать дикие нравы, царящие в среде православных сету. И, пожалуй,
это совсем всё. Тем не менее, как это ни странно, при почти полном отсутствии
сюжета как такового у Вольмера получилось занятное, милое и доброе художественно-этнографическое
кино, жанр, который нечасто не только попадает к нам на экраны, но и вообще,
который нечасто снимают. Режиссёр, как мне кажется, не имел каких-то там особенных
претензий и амбиций в связи с этой работой, не пытался снять шедевр авторского
кинематографа или, наоборот, кассовую по местным меркам картину на отечественном
материале. Вольмер снял ровно то, что и заявлено в названии. Насколько эта
жизнь Пяэсуке – подлинная, неизвестно, да и неважно. Вот эта честность и
отсутствие заигрывания со зрителем со стороны режиссёра подкупают.
Хотя насчёт отсутствия заигрывания – это момент спорный и сложный. На
главные роли Вольмер пригласил Оття Сеппа (Пяэсуке) и Мярта Аванди (Вольтер). И
это одновременно и главный плюс, и главный минус фильма. Плюс – потому что они
полностью отвечают за тот комический элемент в несмешной, по большому счёту,
истории, который обозначен в подзаголовке. Я, например, просто не могу без
улыбки смотреть на физиономию Оття Сеппа, бывают такие актёры, которым стоит
только появиться в кадре, как ты начинаешь ну пусть не тупо ржать, как если бы ты
поплыл, а тебе до кучи показали бы палец, но, как минимум, улыбаться – и улыбаться
достаточно широкой и дебильноватой улыбкой, потому что Отть Сепп не делает в
этом фильме ничего особенно смешного, он просто пучит свои большие глаза и
делает то серьёзно-испуганное лицо, которое так хорошо ему удаётся. Ещё,
конечно, за комическое в фильме отвечает и Тыну Карк в роли сетуского плута и
алкаша Сергея, но тут всё проще – пьяные люди в кадре почти всегда вызывают
смех, это беспроигрышный ход.
Минус же потому, что зритель слишком привык
видеть Оття и Аванди вместе в рамках их вялотекущего телепроекта «Туюриккуя», где
всегда можно ожидать какого-то подвоха, развода, фиги в кармане и неожиданной
смешной развязки. В «Настоящей жизни Йоханнеса Пяэсуке» постоянно присутствует
напряжение такого рода, но оно ни во что не выливается, это всё-таки не «Туюриккуя»,
и, напрасно прождав какого-нибудь эдакого поворота в сюжете, выходишь из
кинотеатра несколько разочарованным.
Комментариев нет:
Отправить комментарий