понедельник, 14 января 2019 г.

Tujurikkuja: The Movie


Tujurikkuja: The Movie
(«Настоящая жизнь Йоханнеса Пяэсуке», реж. Харди Вольмер, Эстония, 104 мин.)

П.И.Филимонов

Как известно, Йоханнес Пяэсуке был отцом-основателем всего эстонского кинематографа, братьями Люмьер и Прокудиным-Горским в одном лице и флаконе. Он разъезжал по городам и сёлам и снимал на плёнку жизнь ещё даже не оформившейся страны, разных её частей и социальных страт. Он, в частности, снял один из первых дошедший до потомков художественный фильм в истории эстонского кино, не менее хрестоматийный, чем «Прибытие поезда»,  «Охота на медведя в Пярнумаа» (считался первым до 2014 года, когда обнаружили ещё более старую «Жену напрокат»). Судьба Пяэсуке сложилась печально, он погиб во время Первой Мировой Войны, непонятно, то ли в 1917, то ли в 1918 году.
Харди Вольмер сделал вот что. Опираясь на дошедшие до наших дней подлинные съёмки Пяэсуке, выполненные в Сетумаа, он решил воссоздать поездку оператора и его друга и коллеги балтийского немца Вольтера на эти съёмки. В буквальном смысле, вот как делал раньше Леонид Парфёнов во вставках к своим «Намедням» - появлению в теле фильма достоверного исторического кадра предшествует рассказ о его выстраивании, запечатлевании и разного рода непредвиденностях, происходящих при его (этого кадра) съёмках – в этом смысле некоторые реплики Пяэсуке напоминают знаменитый ролик про Ираду Зейналову, тот, где «мальчик, иди в жопу отсюда».


И больше ничего. Или почти ничего. Параллельно истории со съёмками происходит ещё одна маленькая трагедия, вызванная к жизни желанием режиссёра продемонстрировать дикие нравы, царящие в среде православных сету. И, пожалуй, это совсем всё. Тем не менее, как это ни странно, при почти полном отсутствии сюжета как такового у Вольмера получилось занятное, милое и доброе художественно-этнографическое кино, жанр, который нечасто не только попадает к нам на экраны, но и вообще, который нечасто снимают. Режиссёр, как мне кажется, не имел каких-то там особенных претензий и амбиций в связи с этой работой, не пытался снять шедевр авторского кинематографа или, наоборот, кассовую по местным меркам картину на отечественном материале. Вольмер снял ровно то, что и заявлено в названии. Насколько эта жизнь Пяэсуке – подлинная, неизвестно, да и неважно. Вот эта честность и отсутствие заигрывания со зрителем со стороны режиссёра подкупают.
Хотя насчёт отсутствия заигрывания – это момент спорный и сложный. На главные роли Вольмер пригласил Оття Сеппа (Пяэсуке) и Мярта Аванди (Вольтер). И это одновременно и главный плюс, и главный минус фильма. Плюс – потому что они полностью отвечают за тот комический элемент в несмешной, по большому счёту, истории, который обозначен в подзаголовке. Я, например, просто не могу без улыбки смотреть на физиономию Оття Сеппа, бывают такие актёры, которым стоит только появиться в кадре, как ты начинаешь ну пусть не тупо ржать, как если бы ты поплыл, а тебе до кучи показали бы палец, но, как минимум, улыбаться – и улыбаться достаточно широкой и дебильноватой улыбкой, потому что Отть Сепп не делает в этом фильме ничего особенно смешного, он просто пучит свои большие глаза и делает то серьёзно-испуганное лицо, которое так хорошо ему удаётся. Ещё, конечно, за комическое в фильме отвечает и Тыну Карк в роли сетуского плута и алкаша Сергея, но тут всё проще – пьяные люди в кадре почти всегда вызывают смех, это беспроигрышный ход.
  Минус же потому, что зритель слишком привык видеть Оття и Аванди вместе в рамках их вялотекущего телепроекта «Туюриккуя», где всегда можно ожидать какого-то подвоха, развода, фиги в кармане и неожиданной смешной развязки. В «Настоящей жизни Йоханнеса Пяэсуке» постоянно присутствует напряжение такого рода, но оно ни во что не выливается, это всё-таки не «Туюриккуя», и, напрасно прождав какого-нибудь эдакого поворота в сюжете, выходишь из кинотеатра несколько разочарованным.




Комментариев нет:

Отправить комментарий