Признание («Новая
волна»/“Nouvelle Vague“, реж. Ричард Линклейтер,
Франция-США, 107 мин.)
П.И.Филимонов
История человечества состоит из
множества самых разнообразных подразделов. Вот тут нам рассказывают о
формировании и расформировании общественных страт и строев, о том, как одна
эпоха сменяла другую, а люди меняли своё основное занятие с собирания грибов и
лишайников на изготовление нужных инструментов из говна и палок. Вот тут красочно
и монументально изображают войны, откуда на условную беларусь готовилось
нападение и как она, усилиями неизвестных отцов и известных вождей лично, этого
избежала. Здесь трындят что-то скучное про нефть, экономику и деньги. А вот в
этой двери – самая для меня интересная часть истории человечества. Тут
рассказывают историю создания каких-нибудь знаковых культурных феноменов, будь
то книжка, фильм, музыка или картина неизвестного художника «Олег Беседин
пересекает речку Пирита на надувном плоту в отчаянной попытке спастись». Если
вообще и продолжать испытывать хоть какой-то оптимизм в отношении нашей расы,
то им веет только из этой двери.
Ричард Линклейтер снял фильм о
фильме. Снял фильм о фильме, который повлиял почти на всё, что было снято
после. О фильме, без которого мировое кино было бы совсем другим, а каким
конкретно, мы уже никогда и не узнаем, потому что этот фильм был снят. Снял
фильм о том, как Годар снимал «На последнем дыхании». Судя по названию, сам Линклейтер
надеялся охватить всю французскую «новую волну» и поговорить о её значимости, но
получилось всё-таки про конкретное кино. Первый полнометражный
и едва ли не единственный (кроме, разве что, «Уик-энда») линейно понятный фильм
Годара.
Как известно, Годар начинал как
критик в молодом и дерзком журнале „Cahiers du Cinema“. Журнал
этот появился в 1951 году, и его молодые и дерзкие авторы громили традиционное
французское кино, превозносили американское и в один голос твердили о
необходимости свежего воздуха. Потом кто-то, как водится, сказал им: «Критикуешь
– предлагай», и почти все эти молодые и непочтительные к авторитетам критики
пошли и сняли своё кино. Так, в частности, есть пошли Франсуа Трюффо, Клод
Шаброль и Жан-Люк Годар. (Как говорится, как тебе такое, Антон Долин?)
Фильм Линклейтера служит главной
цели – он напоминает нам и просто вынуждает пересмотреть «На последнем дыхании».
Фильм, где прекрасно почти всё. Где божественно развязен молодой Бельмондо, где
безумно красива Джин Сиберг (которая потом выйдет замуж за Ромена Гари, а потом
покончит жизнь самоубийством, но это не точно, а потом и Гари покончит жизнь самоубийством,
и это уже точно, но не точно, что из-за Джин, с которой они к тому моменту уже
разойдутся, хотя к фильму Линклейтера это и не имеет отношения, но история сама
по себе потрясающая). Где так много Парижа. Где Годар, как показывает нам
Линклейтер, вообще не писал сценария, а исходил из своих сиюминутных настроений
и из того, что предлагал ему город, его жители, его запахи и звуки. Где трава
была зеленее, небо – синЕе, а кино правильнее.
И мы всё знаем про это кино, что
оно стало культовым и повлияло на всё-всё-всё. Что в
Годара никто не верил (включая ту же Сиберг, например), а он взял и сделал. Что
такой лёгкости съёмок нужно ещё поискать.
И всё равно мы смотрим
Линклейтера, а потом пересматриваем Годара. Потому что это история
человечества. Потому что это как сто сорок тысяч раз пересматривать забитый
тобой гол в финале чемпионата мира даже всё равно по какому виду спорта. Потому
что это личное. Потому что это память того ощущения, с которым ты в первый раз
увидел «На последнем дыхании».
И даже если учитывать, что в
фильме Линклейтера нет вообще никаких других достоинств, задачу свою он выполняет.
Эта задача – признание в любви. И мы к нему присоединяемся.

Комментариев нет:
Отправить комментарий