Лантимос с
предсказуемым концом («Бугония»/“Bugonia“, реж.
Йоргос Лантимос, США-Ирландия-Южная Корея, 118 мин.)
П.И.Филимонов
Чтоб вы знали, бугония – это такое
древнее средиземноморское поверье, что пчёлы самозарождаются из трупов
животных, в особенности быков. Это довольно важное знание для понимания довольно
простого, на самом деле, месседжа фильма.
Лантимос решил добить нас количеством
и скоростью. За два, что ли, года он снял, смонтировал и выпустил на экраны аж три отличных
фильма – скорость, достойная Вуди Аллена в его лучшие годы. Но, в отличие от
Аллена, все три фильма Лантимоса – хороши, не похожи на три разные итерации
одной и той же истории, все три смотрятся на одном дыхании с совершенно разными
эмоциями. Если что-то и объединяет эти три фильма, это два актёра, без которых
Лантимоса становится невозможно представить. Это Эмма Стоун и Джесси Племонс.
Притом, несмотря на несколько разный статус актёров в негласной иерархии, я бы
не сказал, что для Лантимоса Стоун хоть на малую толику важнее.
В «Бугонии» Стоун играет
бизнесвуман, руководительницу компании, которая занимается не очень понятно, чем,
то ли медицинскими исследованиями, то ли химическими, короче, что-то там они
такое выпускают неоднозначное, расфасовывают на конвейере и отсылают своим
потребителям. Племонс же играет молодого человека, одержимого теорией заговора
о том, что персонажка Стоун – на самом деле представительница расы андромедян,
которые давно вторглись на Землю и барагозят тут, что хотят, в частности, вот уничтожают
наших пчёл. У него есть последователь – его кузен Дон (Айдан Деблис) – и вот как
раз именно он – это лучший персонаж «Бугонии». И вместе с Доном они готовят и
осуществляют похищение героини Стоун Мишель Фуллер с целью проведения переговоров
с её вышестоящим начальством, чтобы оно на фиг улетело с Земли.
Типично для Лантимоса, это чёрная
комедия. Типично для Лантимоса, здесь много насилия, кровища хлещет местами без
удержу, но хлещет, как обычно у Лантимоса, оправданно. Типично для Лантимоса, в
словосочетании «чёрная комедия» прилагательное оказывается более значимым, чем
существительное, хотя и существительное выполняет свою важную функцию.
Нетипично для Лантимоса, главный сюжетный твист слишком легко считывается – думаю,
что к концу фильма процентов девяносто зрителей догадаются, куда он клонит.
Возможно, потому что это ремейк – ремейк южнокорейского фильма 2003 года «Спасите
зелёную планету», хотя, наверное, это и не так важно. Впрочем, нет, кое-что в
этом факте всё-таки важно. В 2025 году концовка «Бугонии», несмотря на все
догадки и инсайты, воздействует на зрителя, уверен, совсем иначе, чем воздействовала
на него концовка корейского фильма в 2003 году. Это если вообще та концовка
совпадала с этой, я не в курсе, корейского оригинала я не видел.
Получается, что из трёх последних
фильмов Лантимоса, с которыми он, можно сказать, пробился в одни из главных
мейнстримных режиссёров, «Бугония» получилась самым простым, почти не
допускающим никаких вторых и тринадцатых трактований, при этом не сказать, что проходным.
Всё-таки главное, как мне
кажется, достоинство Лантимоса – в том, что его интересно смотреть, он никогда
не бывает скучным. И не забудьте про пчёл.

Комментариев нет:
Отправить комментарий