Александр
Филиппенко и самодеятельность («Два прокурора»/“Zwei
Staatsanwälte“, реж. Сергей Лозница, Франция-Германия-Латвия-Румыния-Литва-Нидерланды)
П.И.Филимонов
Как будто мы, люди, которые примерно
одинаково понимают окружающий нас контекст, а таких людей остаётся всё меньше,
так вот, как будто бы мы должны друг друга всячески поддерживать и писать
исключительно в превосходных степенях о всех проявлениях антипутинской культуры.
Но всё-таки справедливость, к счастью, торжествует, есть вещи, которые сильнее
отдельно взятого человека с его симпатиями и антипатиями.
И фильм Сергея Лозницы «Два прокурора»
оставляет очень тягостное впечатление. Сразу по двум причинам. Во-первых, ну
куда ещё, ну зачем ещё. Складывается ощущение, что Лозница в тысячно миллионный
раз пытается рассказать своему зрителю, как плох был сталинский режим, что в
этом режиме людей пытали, унижали, убивали, ни во что не ставили. Я ни в коем
случае не хочу сказать, что мы, типа, устали от повторения этих азбучных истин.
Быть может, их и надо повторять, пока не навязнет в зубах оскомина, пока они не
будут уже наконец восприниматься как аксиомы, не требующие доказательств – а не
вот это «зато войну выиграли» и так далее. Но если уж ты пересказываешь в восемьсот
семьдесят восьмой раз одну и ту же сказку про белого бычка, сделай хотя бы так,
чтобы этот твой пересказ запомнился чуть лучше предыдущих восьмисот семидесяти
семи. Я не знаю, например, шокируй нас натуралистическими подробностями
насилия. Пережесточь де Сада, что-нибудь такое выполни, выбейся из общего ряда.
Нет. Похоже, этим фильмом Лозница
– почему-то очень осторожно – напоминает западному зрителю (восточный банально
в курсе, он либо не хочет об этом слышать, либо не видит в этом ничего нового),
что был такой режим, который немного повторяется и сейчас, что смотрите, как
нецивилизованно люди себя ведут, смотрите, какие они грубые, смотрите, вот как
было. И как будто да, но как будто и нет.
Потому что – и это вторая
причина, по которой это - неудачное кино – очень плохо играют актёры. Я не
очень понимаю, как так у него получилось. Допустим, и есть некоторые намёки на
это, Лозница пытался не просто в очередной раз разоблачить ужасы сталинизма, но
и провести нехитрые параллели с кафкианскими кошмарами – но реализовались его
попытки как-то донельзя примитивно и ужасно. Возможно, дело в том, что большинство
ролей советских ментов и чекистов играют у него латвийские и литовские актёры,
потому что других просто неоткуда брать. А у них сильно другая органика. Они
больше похожи на урок, чем на безнаказанных представителей власти. Хотя, может,
и эту аналогию Лозница закладывал? В любом случае, что-то не работает.
К сожалению, даже с Александром
Кузнецовым не работает. И с Анатолием Белым не работает. Всё это выглядит как
снятая на плёнку художественная самодеятельность средней руки. Все очень
стараются, все на очень серьёзных щах – но ни сочувствия, ни жути не возникает.
Единственный, кто в «Двух прокурорах» убедителен – это Александр Филиппенко аж
в двух ролях. Ну так ему и положено, он мэтр, и мэтр, пребывающий в отличной
форме.
В общем, грустно, девушки.

Комментариев нет:
Отправить комментарий