Когда мне говорят остановиться, я
останавливаюсь («Жюли хранит молчание»/”Julie zwijgt”,
реж. Леонардо ван Дийль, Бельгия-Швеция, 97 мин.)
П.И.Филимонов
Все знают, что абьюз – плохо. Все знают, что сексуализированное насилие –
плохо. Все знают, что харассмент – плохо. Все знают, что это, к сожалению,
сильно распространено в спорте. Что есть такие тренеры, которые никак не могут
удержать свои руки при себе, когда тренируют девушек-подростков. Есть и такие,
которые не могут удержать их, когда тренируют мальчиков – но этот фильм о
девочках. О теннисистках. И об их тренере.
Притом фильм «Жюли хранит молчание» (режиссёрский дебют Леонардо ван Дийля)
вообще не называет вещи своими именами. Совсем. Нам показывают секцию тенниса в
каком-то бельгийском городе (а если кто не знает, бельгийский женский теннис
ещё лет пятнадцать-двадцать назад дал миру сразу двух, кажется, последовательных
первых ракеток, Жюстин Энен и Ким Клийстерс, так что с видом спорта в стране прямо большой
порядок), где есть несколько подающих надежды спортсменок и одна явная звезда.
На своём, пока юниорском будущем, но все вокруг убеждены, что из Жюли как раз
следующая Энен или Клийстерс и вырастет.
И вот что-то случается с тренером Жюли в этой школе, мужчиной по имени Жереми.
Его вдруг отстраняют от тренировок. А потом выясняется, что ещё одна его ученица,
подававшая чуть меньше надежд, чем Жюли, но всё же тоже талантливая, покончила
с собой.
И как будто всё. Как будто больше никаких вводных у нас нет. Что эта другая
ученица покончила с собой из-за Жереми, нам намекают, и ни разу не говорят
впрямую. Что он такое делал со своими ученицами, нам даже не намекают. Один раз
мы становимся свидетелями его разговора с Жюли, по которому можно сделать
определённые выводы. Он пытается её в чём-то убедить – в основном в том, что
все неправы, а он один д’Артаньян – и через стол (они сидят в кафе) кладёт свои
руки на её руки. И это ведёт к какой-то, казалось бы, не совсем адекватной
реакции со стороны Жюли.
Из чего можно догадаться, что Жереми делал вот это всё. Возможно, в
какой-то разной степени с разными ученицами. И, видимо, он хороший тренер. Одно
другого, так уж водится, не исключает. Потому что Жюли с большим трудом
принимает тренера, который его заменяет.
И молчит. В отношении Жереми ведётся расследование, шастают какие-то люди в
форме, какие-то психологи, опрашивают его учеников, а Жюли не говорит про него
ничего.
Не сказать, что фильм ставит какую-то радикально новую проблему. К сожалению,
проблема эта стара, и, к ещё большему сожалению, она, как будто, не то, что не
лечится, а всё усугубляется. Таких историй в самых разных видах спорта, и не
только спорта, всплывает всё больше.
И это лишь попытка взглянуть на ситуацию с ещё одной стороны. И вынести
достаточно суровый, как представляется, вердикт. Спорт спортом, а человеческая
жизнь и судьба всё-таки как-то важнее.
Комментариев нет:
Отправить комментарий