понедельник, 13 января 2025 г.

Красивое

 Красивое («Носферату»/“Nosferatu“, реж. Роберт Эггерс, США, 132 мин.)

П.И.Филимонов

Этот фильм ждали долго и со всё нарастающим саспенсом, как и положено в лучших традициях жанра. Этот фильм нам рекламировали, как самый страшный фильм ужасов если не вообще в истории, то уж точно как самый страшный фильм про вампиров. Этот фильм должен был установить новые каноны и непреодолимую планку готического ужаса в наших сердечках. 



И вот он вышел. И осадочек остался. Ну ладно, мы уже не маленькие, чтобы напропалую верить рекламе, да и нельзя сказать, что «Носферату» Эггерса был бы совсем уж провалом, но, на мой взгляд, он уступает некоторым другим фильмам того же автора. Как минимум, «Маяку» с его атмосферой настоящего безумия, так точно. 

Здесь этой атмосферы нет. Вроде бы, безумие должно присутствовать, сама история довольно мрачная и безнадёжная, плюс прекрасная дочь прекрасных родителей Лили-Роуз Депп играет одержимую, истеричку в клиническом смысле этого слова – если вдруг кому-то придёт в голову рассматривать эту историю в реалистическом ключе. Вроде бы за безумие, как, например, и в «Маяке», отвечает у Эггерса достаточно безумный сам по себе Виллем Дафо, но тут он бегает и скачет пожилым смешным козликом, который если и съехал со своих маленьких безвредных катушечек на почве демонологии, то достаточно безобидно и уж совсем нестрашно.

Потому что за страх тут отвечают другие люди. За страх тут отвечает лично Билл Скарсгорд, которому, похоже, медленно, но верно уготовляется участь второго Роберта Энглунда, играть всевозможных демонов, монстров и прочих Голлумов в огромном количестве грима и без сильного актёрского напряжения. И да, Скарсгорд справляется. Его Дракула ака Носферату страшен и величествен. При этом то, что он, по сути, весь фильм домогается любви Лили-Роуз, только усугубляет ситуацию. Они, в смысле, демоны там и чёрные силы, любви не знают, так что наделяют её одним им понятными определениями, для них любовь означает уничтожение всего человечества, кроме объекта их любви. Оно, может, и для всех так, но не настолько в прямом смысле. 

Это красивый фильм. Визуально захватывающий. И Эггерс не был бы мастером жанра, если бы и здесь не было каких-то сцен, когда всё ёкает, ты подпрыгиваешь на кресле и с лёгким ожиданием смотришь вокруг – не завизжит ли вдруг кто из присутствующих с тобой на сеансе сограждан. У меня не визжали. Думаю, что тоже подпрыгивали. А в некоторых местах почему-то даже смеялись, хотя уж кажется, никакого комизму Эггерс в «Носферату» не закладывал. Разве что тот же попрыгунчик Дефо в некоторых моментах пережимает с гротеском (хотя, может быть, так всё и задумано).

В общем, конечно, фильм этот смотреть надо. Хотя бы для того, чтобы понять и увидеть, до чего, как говорится, дошёл прогресс – в частности, прогресс спецэффектов, призванных создавать страшное. 

Но новым словом он всё-таки не стал. Как не стал и эталоном жанра. С другой стороны, это всё чёртова реклама – и наверное, трудно ожидать эталонности от одного из самых условных жанров кинематографа вообще – вампирской готики. 

Но красиво. Глаз не оторвать.



Комментариев нет:

Отправить комментарий