пятница, 10 января 2025 г.

Ирландские скрепы

 Ирландские скрепы

(«Мелочи жизни»/”Small Things Like These”, реж. Тим Милантс, Ирландия-Бельгия, 98 мин.)

П.И.Филимонов

Если вы думали, что настоящий Киллиан Мёрфи снялся в «Оппенгеймере», то вы, всё-таки, ошибаетесь. Настоящий Киллиан Мёрфи может быть только в Ирландии. Одной из самых страстных стран Европы, страсти в которой, тем не менее, почти никогда не прорываются наружу бурным потоком, как могло бы быть в какой-нибудь более южной и более пузырящейся солнцем стране. Здесь всё  - в глазах и в мелкой мимике лица. И если уж человек начинает действовать, то уж это значит, что его надо было так достать, чтобы уж достать. 


Ирландия – страна католическая. Католическая примерно в том же смысле, в каком католическими странами являются Польша и отдельные пережитки в Испании с Италией – не очень знаю про Латинскую Америку в этом смысле. Католическая - в смысле скрепная. Нельзя того, вот этого и ещё с десяток позиций. Потому что Христос терпел и нам велел. Потому что в библии про аборты нигде не написано. Потому что удел женщины – подчиняться и рожать. А если что, на правильный путь наставят священники. Мне кажется, там тоже вполне могли бы ввести какой-нибудь закон об оскорблении чувств верующих. А может, он там и есть, не знаком я с ирландским законодательством. 

И вот вам Киллиан Мёрфи и его персонаж – угольщик в маленьком ирландском городке. Где все всех знают, где градообразующим предприятием является женский католический монастырь, а жизнь течёт очень размеренно и рутинно, согласно издревле установленным законам. Ещё Святой Патрик, возможно, их устанавливал. А кто по этим законам жить не хочет, будет, во-первых, в духовном смысле проклят, а во-вторых, в физическом смысле подвергнут, как минимум, остракизму. А как максимум и пострадать может. Потому что – ну что  - Христос терпел и нам велел.

И вот вам Киллиан Мёрфи и его персонаж угольщик. Обычный маленький человек, семьянин, отец пяти дочерей, вполне скрепный ирландец. И вот он видит творящуюся несправедливость и жестокость. И вот он пытается сдержать в себе самые понятные в этой ситуации чувства и позывы, потому что скрепы, общественное порицание и неписаный договор. И у него не получается. 

Потому что он человек. Потому что именно человечность играет в «Мелочах жизни» Киллиан Мёрфи. Потому что сквозь всё это насованное, намазанное и нанесённое самыми различными ветрами всё равно просачивается подлинное, то, из чего человек, даже в скрепной стране, по идее, и должен состоять. Чувство сострадания. Чувство справедливости. Понимание, что иногда приходится встать против всех на заведомо обречённый путь просто потому, что ты считаешь это правильным. 

Конкретно в этом фильме персонажу Мёрфи либо сходит его бунт с рук, либо, что вероятнее, мы просто не видим всех последствий. Кино обрывается многозначительным открытым концом как раз сразу после демарша персонажа Мёрфи. Кажется, если заглянуть за последние кадры, можно почти наверняка увидеть, что позиция персонажа в обществе, его положение в этом городе и социальный вес изменились достаточно бесповоротно. Но последние кадры, тоже кажется, демонстрируют нам, что он, в общем-то, знал, на что шёл. 

Не такие уж большие у персонажа Киллиана Мёрфи яйца в этом фильме, но они всё-таки есть. И хорошо, что такие люди встречаются хотя бы в кино. 



Комментариев нет:

Отправить комментарий