пятница, 18 октября 2024 г.

Идиоты на минималках

 

Идиоты на минималках («Гипноз»/“Hypnosen“, реж. Эрнст де Геер, Норвегия-Швеция, 98 мин.)

П.И.Филимонов

Кажется, это некая особенность Скандинавских стран. В смысле, когда государство, со всеми его системами, работает настолько хорошо, что людям почти не надо прилагать усилий для жизни, они склонны против общества бунтовать, притом этот бунт носит, пусть и довольно невинные, но вычурные формы. Любят тамошние граждане притвориться идиотами, походить голышом, посовокупляться на публике или, к примеру, опуститься на четвереньки и полаять собачкой – потому что их что-то смутно не устраивает, а что и чем конкретно, они сказать не могут. Так было тридцать лет (мама родная!) назад во время «Идиотов» фон Трира, так, чуть в сниженном ключе, происходит и сейчас в «Гипнозе» де Геера.



Мы имеем молодую пару, Веру и Андре, увлечённую созданием своего стартапа, который может получить крупное финансирование в случае, если они выиграют всенорвежский конкурс этих самых стартапов, где, по сути, нужно максимально убедительно и креативно рассказать потенциальным инвесторам о своём проекте. Их проект связан с «женским здоровьем», точнее нам не сообщается, впрочем, подробности здесь, по всей видимости, и правда не важны. Они придумывают историю, в которой причудливым образом переплетаются якобы диагностированная у Веры гемофилия и менструация – типа, если бы Вера не знала о своей болезни, она могла бы ежемесячно умереть от потери крови. Закавыка в том, что это враньё – никакой гемофилии у Веры нет, это всё завлекалово для инвесторов, приём, чтобы их презентация звучала максимально драматично и многообещающе в финансовом смысле.

Параллельно Вера пытается бросить курить, и как раз накануне поездки на конкурс стартапов Андре рекомендует ей попробовать в этой связи гипноз. Что Вера и делает.

И как будто после этого гипноза – или так только кажется Андре? – она кардинально меняется, её приоритеты переворачиваются с ног на голову. Похоже, ей уже не так важна эта победа в конкурсе стартапов, а главное, Вера категорически отказывается врать. А на вранье – ну то есть, вот на этой истории с гемофилией – у них там строилось вообще всё. С другой стороны, Андре по-прежнему, если не ещё больше, хочет выиграть, хочет самореализоваться, хочет стать бизнесменом года и ролевой моделью века. И, разумеется, у них всё перестаёт ладиться, включая отношения.

И хотя, казалось бы, интереснее было бы проследить Веру, чтобы ещё больше запутать зрителя – так загипнотизирована она всё-таки или нет – режиссёр сосредоточивается на Андре. То есть, получается проявляет нетривиальный взгляд на вещи и рассматривает их с неожиданной стороны, как и свойственно художнику, пусть даже и (совсем чуть-чуть) эпигонскому. Андре нужно выбрать, что для него важнее – вот этот самый успех в бизнесе, общественное признание, самореализация, успешный успех – или Вера и их отношения.

Не то чтобы интрига была очень велика – не в том смысле, что сразу понятно, что  выберет Андре – нет, непонятно. В том смысле, что режиссёр не пытается сделать из этого драматический триллер. Жанрово, если честно, фильм вообще непонятно что – и не комедия, как мог бы быть, и не социальная драма, и даже не сатира на современное общество, хотя к ней, пожалуй, ближе всего. Это, наверное, его главный недостаток – не очень понятно, с какой стороны всю эту историю рассматривать.

Впрочем, сцена, в которой Андре всё-таки свой выбор делает, многое компенсирует. Она режиссёру, определённо, удалась. Даже если весь фильм снимался ради этой единственной сцены, можно сказать, что это тот случай, когда такой подход оправдывает себя.



Комментариев нет:

Отправить комментарий