Тяжёлая жизнь лудомана («Смерть – это проблема живых»/“Kuolema on elävien ongelma“ реж. Теэму Никки, Финляндия-Италия, 97 мин.)
П.И.Филимонов
В анонсах фильм Теэму Никки отчего-то объявлен комедией. Это и так, и не
совсем так. В фильме, несомненно, есть смешные моменты, главным образом
связанные с уникальным диагнозом второго главного персонажа, Арто, про которого
в результате обследования выясняется, что у него нет головного мозга. Не то,
чтобы совсем нет, какие-то остатки всё-таки присутствуют, но они как-то
настолько периферийно распределены по черепной коробке, что фактически можно
сказать, что в голове у Арто – одна вода. На его когнитивные способности,
однако, этот факт никак не влияет.
Арто устраивается на работу к Ристо, у которого довольно странный бизнес – частный катафалк. Во всяком случае такое впечатление складывается из фильма. Ристо принимает заказы по перевозке трупов от места смерти до морга и их же, но уже в гробах, от морга до кладбища. В том числе имеет дело и с, скажем, покойниками сомнительного происхождения. То есть, вокруг него крутится изрядное количество криминальных элементов. И платят Ристо в том числе и за то, что он не задаёт лишних вопросов. А деньги Ристо нужны всегда, потому что Ристо – лудоман. Ристо играет во всё и при любых условиях. Если у Ристо на руках есть хоть какие-то деньги, и кто угодно предлагает ему какую угодно азартную игру, Ристо соглашается, и не имеет ровным счётом никакого значения, чьи это деньги, и насколько пострадает человек, которому деньги принадлежат.
И вот они сходятся, лёд, значит, и пламень. Оба уходят из семьи, Ристо по
понятным причинам – его жена больше не может жить с человеком, который набрал
на её имя долгов, заложил и перезаложил их квартиру и обманывает даже её
маму-алкоголичку, выманивая у той деньги якобы на подарок сыну. Арто – потому,
что его жена перестаёт с ним спать, поскольку не хочет ребёнка от безмозглого
человека, плюс разбалтывает о его физиологической особенности всем их друзьям и
знакомым.
Жить им негде, потому что деньги, которые парочка намеревалась потратить на
гостиницу, Ристо благополучно проиграл, так что они спят в катафалке, который,
таким образом, становится им домом. Но смерть является проблемой живых не в
этом смысле, броская фраза, вынесенная в название фильма, связана совсем с
другой историей. Ристо и Арто натыкаются на крайне выгодную работу. Дочь одной
перевезённой Ристо покойницы – серьёзная женщина с серьёзным бизнесом, она
занимается съёмками и стримингом в сеть русской рулетки. Натурально, к ней приходят
отчаявшиеся люди, она выдаёт им револьвер с одной пулей в барабане и снимает их
попытки на видео. Если человек не убил себя первым же выстрелом, он получает
пять тысяч евро, с каждым последующим нажатием на спусковой крючок сумма удваивается. Разница с
классической русской рулеткой заключается только в том, что крутить барабан, на
горе Леониду Якубовичу, между выстрелами нельзя. Зрители могут делать ставки,
остановится ли доброволец вовремя, или они увидят очередное самоубийство в
реальном времени. За унесённые и спрятанные в конце съёмки трупы Ристо и Арто
теоретически должны получать по десять тысяч в день.
Теоретически, потому что не забывайте, Ристо – лудоман. А тут дело с чистого
вида азартной игрой, выше ставок-то и не бывает, пожалуй.
И ровно в этот момент фильм Теэму Никки перестаёт быть комедией, и
становится чем-то вроде нуарной драмы о любви, дружбе, отношениях и азарте. Увлекательно
выходит за рамки жанра. И в целом жалеть об этом не приходится.
Комментариев нет:
Отправить комментарий