Женщины в Аландских селеньях
(«Майя с Острова Бурь»/“ Stormskärs Maja”, реж. Тийна Люми, Финляндия, 164 мин.)
П.И.Филимонов
Неоднократно отмечалось, в том числе и мной, что лучший способ
экранизировать классику – это отдать экранизацию кинематографистам той же самой
страны. Фильм «Майя с Острова Бурь» - гигантская сага Тийны Люми, снятая по
пятитомному роману шведской финской авторки Анни Бломквист. Не знаю, уж
насколько этот роман является классикой аландской литературы, но масштабностью
от точно не обижен.
Фильм прослеживает жизнь Майи – сначала молодой девушки на одном из
Аландских островов, потом жены и матери на другом. Замуж она выходит за
нелюбимого парня с ещё одного острова, который, напротив, влюбляется в неё с
первого взгляда – главным образом впечатлившись её нетипичностью для аландской
девушки. Но работает старая истина про стерпится-слюбится, когда Майя получше
узнаёт своего мужа, сила её чувств к нему захлёстывает просто с головой.
Эту любовь она проносит сквозь все испытания, тяжёлые погодные условия,
одинокую жизнь на почти необитаемом острове, куда молодожёны уезжают строить самостоятельную
жизнь, первую мировую войну, когда их остров захватывает маленькое отделение
английских моряков, настроенных по отношению к одинокой женщине с
четырьмя детьми (муж на время войны уезжает с острова, спасаясь от мобилизации)
поначалу достаточно потребительски в разных смыслах слова, смерть сына, утонувшего
по неосторожности.
В конце фильма Майе предстоят два самых сложных испытания, из которых, как
может показаться, ей не выйти целой и с неразбившейся психикой, но сильная
аландская женщина справляется и тут. Авторки приберегли на концовку и некоторый
элемент феминистской повестки, напомнив тем самым ещё один недавний фильм про
сильную и самостоятельную женщину – «Вдова Клико». В самом деле, если женщина
может быть виноделом, то кто сказал, что женщина не может быть владельцем
рыболовецкого карбаса?
На фигуре Майи держится вся эта история, и актриса Аманда Янссон
справляется со своей задачей прекрасно, без видимых внешних изменений проводя
свою героиню от наполненной неясными мечтами юности к самостоятельности,
решительности и даже где-то упрямству взрослой женщины и матери большого
семейства.
Не менее хорош и Линус Трёдссон в роли Янне, мужа и спутника жизни Майи. Можно
сказать, что гендерные роли в этом фильме реверсированы относительно классических
представлений – это именно Майя везёт семью сквозь все бури и невзгоды, а
трогательный, совсем не брутальный рыбак Янне помогает ей в этом как может. За
хорошей женщиной в этой аландской саге стоит хороший мужчина. Злые языки могли
бы назвать Янне подкаблучником, но он, кажется, просто понимает, что для него,
Майи и детей будет лучше, если он более-менее примет условия существования,
которые мягкой силой выставляет для них Майя, чем будет противоречить и
пытаться сделать что-нибудь по-своему. Или это просто такая сильная любовь, как
пел один ныне зиганувший артист, что ему даже в голову не приходит быть «настоящим
мужчиной» и поставить на своём. Хотя при необходимости и Янне умеет делать как
мужскую, так и женскую работу, в том числе, например, принять у жены роды.
Фильм «Майя с Острова бурь» - как сама жизнь на этих суровых, продуваемых
ветрами Аландах. То полон радости, то полон горя, но стоит просмотра, так же,
как и жизнь стоит проживания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий