четверг, 12 октября 2023 г.

Антиутопия-лайт

 

Антиутопия-лайт («Капсульное поколение»/”The Pod Generation”, реж. Софи Бартез, Великобритания-Франция-Бельгия, 109 мин.)

П.И.Филимонов

 

Как-то много стало более-менее одинаковых фильмов про искусственный интеллект. Как будто бы дело в них происходит в будущем, но будущее это, как будто бы, отстоит от наших дней совсем недалеко. И жизнь у них там всех, как правило, полностью удалась во всём, за исключением одного маленького пустяка. Или же им кажется, что этот пустяк тоже удался, а на самом деле мы, как зрители, глядящие на это их эйай-будущее с нашей здешней точки зрения, видим, что то, что им кажется ок, на самом деле совсем не ок.



Вот в фильме Софи Бартез «Капсульное поколение», например, нам показывают, как в относительно недалёком будущем женщинам больше не обязательно вынашивать ребёнка самостоятельно. И никаких суррогатных матерей при этом в помине нет. Зачатие естественным путём тоже опционально. В общем, берётся генетический материал от потенциальных родителей, и засовывается в такую капсулу, что-то вроде очень большого яйца, больше страусиного. И оно там зреет, пока через 39 недель не вылупляется. Зреет, естественно, в самых лучших условиях, под медитативную эмбиент-музычку и приглушённый синий свет.

Семья главных героев фильма выбрана максимально для своего времени и среды конфликтная. Если жена (Эмилия Кларк) работает где-то, где эйай очень даже в почёте, является дамой весьма продвинутой, даже регулярно ею посещаемый психолог, к примеру, физически не существует, и идея родить из яйца, конечно, приходит в голову ей, то с мужем всё наоборот. Муж (Чиветел Эджиофор) – ботаник, притом не в смысле задрот или ударник капиталистического труда, а в прямом смысле слова ботаник. Человек, изучающий растения. В том будущем, которое рисуют нам авторы фильма, это довольно пограничная профессия, живые растения почти никого не интересуют, голограммы привычнее и предпочтительнее. И муж, конечно, поначалу против такого искусственного детопроизводства.

Но со временем герои как-то плотно прорастают друг в друга, приноровляются к ситуации и проникаются к этому своему яйцу любовью, что должно, видимо, показать универсализм человеческой натуры, показать, что материнская и отцовская любовь не обязательно должны  иметь своим объектом что-либо готовое и антропоморфное. Люди остаются людьми, и авторы фильма исследуют их взаимоотношения с взятой ими в аренду капсулой. Отношения эти, по мере развития сюжета, приобретают всё более близкий характер, однонаправленная привязанность главных героев к яйцу растёт.

Весь фильм подсознательно – а потом даже и сознательно – ждёшь подвоха. Кажется, что фирма, предоставляющая будущим родителям капсулу в аренду, в конечном итоге окажется не тем, чем мы думали, каким-то образом выдавит из персонажей жизненную силу, заключит их в какое-нибудь церебральное рабство – короче, выкинет, что-нибудь эдакое, ради чего обычно подобные фильмы и снимаются. Типа всё в этом вашем будущем хорошо, прогресс и технологии, а души не осталось, люди – всего лишь винтики в механизмах других людей и так далее (как будто когда-нибудь бывало по-другому). Но нет. Фирма, конечно, далека от идеала, да и построил её крайне неприятный архетипичный мужик, которые в подобном кино встречаются сплошь и рядом и обычно как раз и используют наивный оптимизм сограждан в целях личного обогащения либо достижения а) абсолютной власти, б) бессмертия, в) статуса бога. Тем не менее, никаких особенных эксцессов не происходит. Тревожная музыка утекает в пустоту. 

Не всё так в «Капсульном поколении» плохо. Если это и антиутопия, то очень и очень лайтовая. О том, что натуральные роды ничто не заменит. Ну так мы и так это знали, и не обязательно было тратить около двух часов нашей жизни на утверждение в этом знании.



 

Комментариев нет:

Отправить комментарий