четверг, 19 октября 2023 г.

Усы отцов и носы детей

 

Усы отцов и носы детей («Умники»/”Tähtsad ninad“, реж. Ингомар Вихмар, Эстония, 90 мин.)

 

П.И.Филимонов

На разных школьных предметах, вроде классических трудов или новомодной экономики, детям довольно часто дают задания проектного типа. Типа придумать свою фирму, придумать продукт, который она будет выпускать, сделать этот продукт уникальным, и объяснить, почему он будет иметь успех на рынке. Чаще всего, это мёртворождённые истории не только потому, что дети не понимают законов рынка (иногда они понимают их получше иных взрослых), а в силу не самой большой компетентности в поставленных условиях самих учителей. Впрочем, иногда бывают и исключения.



Фильм Ингомара Вихмара «Умники» (к сожалению, в русском переводе названия полностью теряется игра слов, но я соглашусь, что переводить фильм как что-нибудь вроде «Важные носы» было бы ещё худшим вариантом) как раз и рассказывает почти сказочную историю одного такого исключения.Тринадцатилетние школьники Оливер и Сассь в рамках одного такого проекта на трудах изобретают невероятно нужную штуку – подставку для очков в виде носа. Типа не нужны тебе очки прямо сейчас, взял и поставил их на этот искусственный нос, и удобно, и не потеряются. Неожиданно для всех, прежде всего для зрителей, их задумка привлекает внимание неизвестного инвестора, который всячески настроен её продвигать. С другой стороны перетягиваемого каната находится папа Оливера, недавно потерявший работу детский тренер по гребле. Школьники решают помочь мужчине и устроить его на работу менеджером по производству и продаже этих самых носов.

Это, в кои-то веки, действительно смешная семейная комедия. Маттиас Наан в роли папы-неудачника, не очень самого осознающего свою лузерскую сущность, уморителен. Он строит гримасы, он забавно шевелит усёнками, он в исключительно пародийном ключе воплощает на экране национальную эстонскую мечту о карьере успешного менеджера. Если бы не семейный статус комедии, так и просилось бы, чтобы его «Рога и копыта» торговали не носами, а другой частью тела, на которую, по некоторым предположениям, намекал в своём «Носе» ("Носу"?) ещё Гоголь.

Помимо Наана в фильме есть несколько других прекрасных маленьких ролей. Хорош, например, Лаури Небель в роли подставного владельца заводов, газет и пароходов. Но всё-таки фильм делает Наан. Страшно сказать, ему удаётся почти невероятное, что обычно не удаётся никому и никогда – он переигрывает детей. Возможно, как раз потому, что сам играет великовозрастного ребёнка, попадающего, волей своего несовершеннолетнего сына, в совершенно сказочную ситуацию.

Если к «Умникам» и есть претензии, то они как раз лежат вот в этой плоскости – сюжет совершенно неправдоподобен. Обычно комедии имеют в своей основе всё-таки довольно вероятностную историю, просто несколько элементов истории и обстоятельства их протекания оказываются утрированы. Но ты в какой-то момент веришь, что если эту девушку запихать в этот спальный мешок, а этим двум мужчинам переодеться в барышень, то примерно так оно всё бы и происходило. Здесь всё-таки нужно сделать над собой начальное усилие, но, уж если вы поверили в возможность происходящего, дальше следить за историей становится легко и увлекательно. При всей относительной предсказуемости конца. На мой субъективный взгляд, это пока лучший эстонский фильм второй половины года.     



Комментариев нет:

Отправить комментарий