понедельник, 16 октября 2023 г.

Расширение пространства борьбы

 

Расширение пространства борьбы

(«Продавщица»/ «Худалдагч охин», реж. Сенгедорж Жанчивдорж, Монголия, 123 мин.)

П.И.Филимонов

Вероятно, в моём далёком советском детстве по телевизору могли показывать какое-нибудь эпическое монгольское кино из цикла «едет Сухэ-Батор по степи, везёт людям еды и коммунизма». Не помню, чтобы я что-то такое видел, но очень смутно припоминаю, что такое было (если это не случай ложной памяти, конечно). Так что «Продавщица» стала для меня первым просмотренным монгольским фильмом. И надо сказать, что знакомство получилось приятным. Такое ощущение, что монгольские кинематографисты займут одно из ведущих мест в намечающемся в ближайшем будущем – или уже вот-вот-вот – центральноазиатском прорыве.




Студентка одного из ВУЗов Улан-Батора, выглядящая при этом, на мой незамутнённый взгляд, лет на четырнадцать, принимает предложение подруги заместить её на работе, пока та отлёживается в больнице с переломом ноги. Работа простая – продавщицей в секс-шопе. Дальше в этом фильме начинает удивлять всё. Исключительно от собственного невежества, конечно. Удивляет сам факт того, что в Улан-Баторе есть секс-шопы, что Монголия, как нам показывают её в этом кино (а где бы ещё мы её видели) – современная и вполне светская страна (в том числе, по крайней мере, по этому фильму, и не заидеологизированная, никакая правящая идеология в «Продавщице» в глаза не бросается, разве что в какой-то момент полиция совершает рейд по замаскированным под отели борделям и арестовывает всех секс-работниц подряд, совершенно при этом не трогая покупателей услуги). Улан-Батор показан как нормальный современный город, похожий чем-то на Варшаву, например, а чем-то на любой пост-совок с традиционными обшарпанными панельками в окраинных спальных районах.

Удивляет, что в Монголии считается, судя по всему, признаком хорошего тона знать русский, одна из сцен фильма происходит, например, в русском ресторане, где официанты не говорят с клиентами по-монгольски. В то же время культурная жизнь монгольской молодёжи, как опять-таки следует из этого кино, во многом определяется корейским масс-культом: дорамы, кей-поп и так далее.

Героиня фильма сводит близкое знакомство с хозяйкой секс-шопа, которая называет себя Катей, и как раз этот самый шик владения русским языком и поедания борща ей и демонстрирует. Катя – не то бывшая балерина, не то не пойми кто, которая в своём позднебальзаковском возрасте не перестаёт интересоваться вопросами пола и секса, пытаясь и главную героиню (логичную девственницу) раскрепостить и приучить.

В общем, посыл довольно прост – поиски своего телесного начала помогают, в том числе, и с открытием духовного начала, всё взаимосвязано, и можно сделать человека счастливым, просто подсыпав ему в чай виагру.

Фильм лёгкий, со своеобразным юмором, и очень симпатичной главной героиней, не в смысле внешности (хотя в смысле внешности там тоже всё вполне на уровне), а в смысле какого-то очень адекватного восприятия всех тех странных, а местами даже опасных происшествий, которые вдруг начинают одно за одним вваливаться в её новую жизнь.

В то же время он далеко не такой простой, каким может на первый взгляд показаться, у этой истории взросления есть, безусловно, и второе дно. Все, с кем общается героиня до Кати и кроме Кати, это её не слишком дружелюбные родители, та самая переломанная подруга и мальчик из её же дома, который хочет стать актёром корейской дорамы и уже выбрал себе подходящий по звучанию псевдоним. То есть, это, некоторым образом, ещё и история об одиночестве, притом о таком одиночестве, которое человека явно не тяготит, потому что есть музыка, есть наблюдение за людьми, наконец, есть просто жизнь, просто идущая, как дождь на улицах Улан-Батора.    



Комментариев нет:

Отправить комментарий