понедельник, 16 января 2023 г.

Алкогольная составляющая комедии

 

Алкогольная составляющая комедии

(«Шуты славы»/“Kuulsuse narrid“, реж. Айн Мяэотс, Эстония, 85 мин.)

П.И.Филимонов

Есть у меня два гилти плежур относительно кино. Ну ладно, не два, больше, но здесь речь пойдёт об этих двух. Я люблю отечественные фильмы, как вы могли заметить, причём в их отношении я как-то гораздо менее строг, чем в отношении фильмов зарубежных, немножко неправильное, на самом деле, отношение. Как будто я не отношусь к кинематографу Эстонии всерьёз, как будто не сужу его по взрослым меркам, а позволяю немного больше, как любимому, но трудному ребёнку-подростку. Что, конечно, недопустимо.



Во-вторых, я люблю фильмы-экранизации классики. И тоже отношусь к ним заведомо благожелательно. Хотя бы потому, что такой фильм довольно сложно испортить. В принципе, просто если слепо следовать первоисточнику, не придумывать ничего сверх этого, обычно получается довольно неплохо. Словом, для того, чтобы поставить нормальный фильм по классике, достаточно хорошо владеть ремеслом, талант здесь не обязателен.

В новом эстонском фильме сошлись оба этих моих - как бы это перевести-то?- постыдных (?) удовольствия. Он во-первых, эстонский, а во-вторых, нет, не новый, как можно было бы резонно предположить (хотя новый он тоже, как вы понимаете), но снят по классике эстонской литературы – рассказу Эдуарда Борнхёэ каких-то там двадцатых годов. Сам рассказ я не читал, но похоже, что он выдержан в реалистическо-юмористическом ключе. Вертится всё вокруг фигуры молодой то ли вдовы, то ли разведёнки с прицепом (Майкен Пиус), в которую влюбляются аж три персонажа – богатый, но отрицательный и смешной буржуа (Отть Сепп), начинающий, но мечтающий прославиться писатель (Карл Роберт Сааремяэ), и не менее начинающий, но желающий прославиться изобретатель (Вейко Порканен). Плюс ребёнок то ли вдовы, то ли разведёнки – тоже малый не промах, которому, видимо, не особенно нравится ни один из претендентов на руку матери, так что всевозможные пранки он устраивает им всем.

И так оно всё и вертится. В какой-то момент писатель и изобретатель напиваются вместе и становятся лучшими друзяьми, и с этого момента изоберататель в фильме, кажется, вообще не трезвеет. И, понятно, это самое смешное. Потому что это одна из универсальных юмористических составляющих, что в кино, что в жизни – наблюдать за поведением пьяного человека, оставаясь при этом трезвым.

Это – довольно классическая комедия положений с элементами гэгов. Герои выпадают из окна, падают в грязь, застревают в дыре в заборе – всё, что вы можете себе представить из этого нехитрого набора. Разве что торты в лица не летают, и на банановой кожуре никто не подскальзывается.

Короче, это очень простой, и очень отвлекающий от действительности фильм. Если это именно то, что вам надо – вы получите удовольствие. Если вы хотите посмеяться – несмотря на всю вашу потенциальную высоколобость, вы сможете это сделать, там есть места, когда удержаться, правда, невозможно. В том числе, и когда Вейко Порванен изображает пьяного. У него чертовски хорошо это получается, есть даже опасение, что этот образ может к нему теперь намертво привязаться.

Ну и любителям эстонской литературы «Шуты славы» тоже должны понравиться. Если что, Борнхёэ – это именно тот чувак, который написал то, из чего потом выросла «Последняя реликвия». А он, оказывается, и такие вот незамысловатые штуки тоже писал.



Комментариев нет:

Отправить комментарий