среда, 18 января 2023 г.

Моя изнурённая

 Моя изнурённая

(«Больше, чем когда-либо»/ “Plus que jamais”, реж. Эмили Атеф. Франция-Германия-Люксембург-Норвегия, 123 мин.)

П.И.Филимонов

В лице нового фильма Эмили Атеф (если про кино так можно сказать) мы имеем дело с кинематографом сравнительно недавно сформировавшегося, но уже успевшего обрасти канонами жанра – кино про смертельно больных и их прощальные отношения с миром. Можно вспомнить, например, канадский фильм «Моя жизнь без меня» или хоть классический «Достучаться до небес», хотя последний – это всё-таки не совсем чистый представитель жанра. Ну или ещё значительное количество фильмов на подобную тематику.



Элен (Вики Крипс) – по всей видимости, смертельно больна неназываемой в фильме болезнью. Можно предположить, что это рак, но конкретно нам не говорят, да и о смертельности состояния Элен мы тоже должны догадываться по грусти в её глазах и общей атмосфере обречённости, выстраиваемой в кадре. И, как все смертельно больные люди, она ищет, за что бы зацепиться в этом мире. И находит одного норвежского блогера под ником «Мистер», который тоже смертельно болен (тоже непонятно, чем, но это ведь и неважно), и описывает свою жизнь и состояние в оптимистическом и даже довольно юмористическом ключе. Естественно, Элен в какой-то момент решает всё бросить, включая любящего мужа Матье (Гаспар Ульель, его предпоследняя роль в кино, до своей трагической гибели в 2022 году он успел, кроме этого, сняться  ещё в одном проекте), и уехать умирать вместе с Мистером. Но Матье любит Элен и не согласен оставлять её один на один с её болезнью и странным норвежским стариком. Матье тоже приезжает в Норвегию и окружает Элен заботой и любовью. И ей нужно, по сути, выбрать между возвращением к имитации нормальной жизни (потому что она, в своём состоянии, твёрдо убеждена, что нормальная жизнь уже по сути для неё невозможна) и медленным умиранием на лоне суровой северной природы. В этом главный конфликт и главная драма фильма.

И мы говорим о прощании, о том, что самое трудное – это отпустить тех, кого мы любим, тем более что на определённом этапе мы уже их не очень-то и любим, мы уже как будто сбрасываем с себя всё земное, что в нас ещё оставалось, но они-то этого не понимают, они-то продолжают нас любить (если они хорошие люди, а не сволочи какие-нибудь), и им тяжело с нами расставаться, тяжело и больно. Но, опять-таки, сами умирающие знают, что расставание это неизбежно, что так или иначе придётся на этот шаг пойти, более того, для них важно, чтобы провожающие, покинув вагон отходящего поезда, смогли максимально быстро оправиться и смогли снова стать счастливыми – ведь их жизнь, в отличие от жизни отъезжающих, ещё далеко не закончилась.

В целом все фильмы этого жанра эмоционально примерно одинаковы. Наверное, первые несколько из них смотреть очень тяжело, потом привыкаешь, поскольку человек, как известно, привывкает совсем ко всему. Но всё равно сочувствуешь этим героям, и пытаешься поставить себя на их место, и понять, как бы ты себя вёл в такой ситуации, так же благородно отказывал бы себе в последнем тепле или наоборот, всеми усилиями цеплялся бы за жизнь, за ту жизнь, к которой привык, не в состоянии принять тот факт, что после тебя всё будет более-менее без изменений. Хотя да почему более-менее-то?



Комментариев нет:

Отправить комментарий