пятница, 13 февраля 2026 г.

Виды Соррентин

 

Виды Соррентин («Помилование»/“La Grazia“, реж. Паоло Соррентино, Италия, 133 мин.)

П.И.Филимонов

Как показывает знакомство с фильмами Соррентино, творчество итальянского режиссёра можно примерно разделить на две категории. Первая – это фильмы про красоту – красоту мира, красоту отдельно взятого города, красоту женщин – и всё в этой группе такое огромное, гигантское, чуть преувеличенное. Если мир, то прекраснейший, если жизнь, то неповторимейшая, если город, то лучший город Земли, если женщина – то другой такой не найдёшь. Я про «Большую красоту», про «Молодость», про «Партенопу», конечно же. Да и «Рука бога», пожалуй, тоже относится сюда. Там вообще есть всё – и город, и жизнь, и женщина, а ещё до кучи и футбол – и тоже великолепнейший, какого уже больше никогда не будет. В этом с ним даже можно согласиться, кто видел Марадону на поле (хотя бы по телевизору), для того, как мне кажется, задан недостижимый эталон. Но я отвлёкся.



Вторую часть фильмографии Соррентино составляют фильмы про политику. Он снял фильм «Лоро» про Берлускони, снял два сезона сериала про сложную жизнь Папы Римского. Теперь вот – «Помилование» про то ли вымышленного, то ли реального президента Италии де Сантиса. Президент в Италии – должность довольно номинальная, примерно, как у нас, хотя и с отличиями. Две его основные функции, если судить по фильму, это провозглашать законы, чтобы они вступали в силу, и право помилования преступников.

Вокруг этих двух действий фильм и крутится. Де Сантис, ревностный католик, не решается провозгласить закон об эвтаназии, и мечется между помилованием двух разных убийц, которых объединяет то, что убили они своих супругов – и вроде бы оба из жалости, что связывает эти истории в одно с историей об уже упомянутой эвтаназии. Плюс де Сантис накануне отставки, он уже решил, что президентства с него хватит (вот что значит страна здорового человека) и то ли хочет войти в историю, то ли просто хочет всех напоследок удивить.

Честно сказать, я не большой поклонник политического кино, даже если это кино Соррентино. Ладно, в фильме про Берлускони было интересно понаблюдать за всеми его излишествами, оргиями и бесконечными скандалами. Здесь же получился скучный фильм про «правильного» политика. Притом скучным он получился не по вине режиссёра, а как будто по его задумке. Получается, что если политик – нормальный, достойный, не творит никакой дичи, не подвержен коррупции, то и жизнь его, а значит, и фильм про неё будут скучными и нединамичными. Во всяком случае, так это можно считывать.

Предположим, что месседж автора мы интерпретировали правильно, переварили, кивнули и двинулись дальше. Пусть лучше Соррентино балует нас гротеском и излишествами несовершенного мира. Этот его сдержанный рационализм – кому он вообще нужен, как и не итальянец совсем.

Что касается названия – то с ним в различных русскоязычных локализациях, как водится, беда. Переводчики-локализаторы, видимо, давали это название, не смотрев фильма. Если же его посмотреть, то становится предельно понятно, что в данном случае La Grazia значит именно «помилование».

Фан-факт насчёт  «Помилования» заключается разве что в том, что сдержанного и правильного де Сантиса играет тот же чувак, который несколькими годами ранее играл бешеного и сластолюбивого Берлускони.



Комментариев нет:

Отправить комментарий