Наши ожидания
и наши проблемы («Павлин»/“Pfau – bin ich echt?“, реж. Бернард
Венгер, Австрия-Германия, 102 мин.)
П.И.Филимонов
Автор одной из самых великих
крылатых фраз последнего времени Андрей Аршавин к фильму, скажем сразу, не
имеет никакого отношения. Разве что только в том смысле, что режиссёр-дебютант
в русской транскрипции является почти однофамильцем (минус ударение) когдатошнего
аршавинского тренера.
Фильм Венгера – это немножко
социальная сатира, немножко самокопание и рефлексия. Сатира, к сожалению, не
смешная, довольно типичный случай для тех современных фильмов, которые именуют
себя комедиями. Ты как будто всё время ожидаешь какой-то феерии, и модный
немецкий актёр Альбрехт Шух («На Западном фронте без перемен», «Дорогой Томас»)
играет протагониста с довольно уморительным выражением лица, Маттиас в его
исполнении постоянно как будто вот-вот заплачет от собственной беспомощности,
но ничего этого не происходит. Маттиас не плачет (ну, технически в фильме
плачет в объятиях своего компаньона Давида, и даже пару разу, но это другое),
феерии не случается, подспудно смешное так и остаётся там, под спудом, почти не
прорываясь наружу. Нет, моменты, чтобы улыбнуться в фильме вполне есть,
например, прекрасный гуру из йогического ритрита, весь покрытый почти зеленью,
абсолютно весь; или голый цигун с того же ритрита, или история Матиаса и собак.
Но всё это такая, мягкая сила юмора, что ли, она вызывает в лучшем случае
лёгкую усмешку, поползновение губ раскрыться – исключительно в смысле узнавания
реалий, обнаружение себя в знакомом контексте вывертов современного мира, столь
многими принимаемых за важное.
Маттиас работает компаньоном в
фирме “My Companion”. Он
может составить вам компанию где угодно – пойти с вами на концерт классической
музыки, после которого, как вам известно, последует обсуждение, в котором вы не
сильны; сходит в костюме лётчика на родительское собрание в школе, где дети
презентуют классу профессии своих родителей (ну как для чего? Чтобы
одноклассники завидовали); съездит в роли сына на юбилей к вздорному пожилому
политику, для которого важно создавать в глазах окружающих иллюзию идеальной
семьи.
И в каждую роль он вживается
покруче лучших артистов, и в каждой роли он хорош и убедителен. Вот только
когда он возвращается вечером с работы домой и вылезает из всех этих
многочисленных надетых одна на другую масок, оказывается, что своё собственное
лицо у него – мягко говоря, так себе. Если оно вообще есть. Во что, например,
его гёрлфренд не верит.
Ну и что делать бедному Маттиасу?
Отправляться на поиски себя, поиски долгие и сложные, и не факт, что в
результате поисков его ждёт успех. Тем более, быть может, это всего лишь кризис
среднего возраста так у него проявляется. Ну и реакцию окружающих на эти поиски
тоже не всегда можно предвидеть.
С этим самокопанием вообще,
знаете ли, следует быть осторожным. Так вот залезешь ты в воду, с криками, что
тебе тридцать семь лет, и что? А всем пофиг, все давно уже в этой воде, и им по
сорок три. И будешь мокнуть как дурак, как вот тот же попавший под дождь
павлин. И уже никакой комедии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий