Наша жизнь с точки зрения («Здесь»/“Here“, реж.
Роберт Земекис,
CША, 104 мин.)
П.И.Филимонов
Во второй раз за короткое время осознаю себя немножо аутло и немножко
бунтарём без причины. Точно так же, как, в отличие от большинства продвинутых
критиков, мне понравился второй «Джокер», мне, в отличие от них же, понравился
и новый фильм Земекиса. Ну то есть, не так, что понравился-понравился, не так,
что я смотрел его с замиранием сердца и со слезой восхищения в углу глаза. Нет.
Но штука получилась, как минимум, занятная, хотя и местами не до конца
продуманная, что ли.
Сама по себе идея кажется вроде бы странной. И не очень понятно странное
вступление Земекиса, точнее говоря, по вступлению кажется, что изначально он
хотел рассмотреть историю одного места, конкретной точки в пространстве, это
потом уже так получилось, что большую часть времени эту точку в пространстве
занимала одна семья, на которую наш непредвзятый наблюдатель и переносит почти
весь спектр своего внимания. Нет, мы по-прежнему имеем короткие прыжки в миры
других семей, когда-то населявших этот же дом, но в центре повествования всё
равно Том Хэнкс и его родственники.
В этих прыжках в другие миры есть, как кажется, некоторые нестыковки, так,
например, чернокожая семья – вот когда они живут в доме? До Хэнкса –
маловероятно, слишком современно они выглядят. После – тоже сложно сказать,
вроде бы с выездом уже одинокого Тома из дома история должна бы заканчиваться,
хотя, может быть, в этом как раз и посыл – что жизнь шла здесь до нас и будет
продолжаться после нас при любом исходе. Человек не центр вселенной, даже не
царь одного конкретного места.
Вообще, конечно, приём, применённый Земекисом в этом фильме, очень похож на
заглядывание в окна. Знаете, вот когда зимним вечером идёшь откуда-нибудь
пешком по своему микрорайону, и волей-неволей заглядываешь в светящиеся окна
панелек – а чем там люди занимаются, а как там живут своей жизнью, причём жизнь
эта кажется больше, важнее, интереснее и загадочнее той, которую ты ведёшь сам.
Такой культурный вуайеризм.
Кстати, Земекис как раз эту идею тоже развенчивает. Ничуть эта другая жизнь
у него не загадочнее и на значимее. Это просто люди, только люди. Такие же, как
и все другие. Со своими маленькими горестями и радостями, маленькими
достижениями и триумфами. Если бы взять и установить ту же самую камеру к
разрезу муравейника, получилось бы примерно то же самое.
Немного, конечно, странно выглядит компьютерное омолаживание Тома Хэнкса и
Робин Райт, можно было бы взять других актёров на роли их персонажей в
молодости, но, в конце концов, раз Земекис может, почему бы ему и не позволить
себе вот именно такое решение. И немного непонятны всё-таки эти внезапные
прыжки в другие реальности. Такое
ощущение, что режиссёр как-то был не до конца уверен, что снимает –
исключительно историю одной семьи или более широкое полотно.
Вот, мне кажется, этого знания фильму и не хватило. Штучки вроде внезапного
Бенджамина Франклина в дрожках или как там это называется – тарантас, смазная
телега, неважно – которые работали в «Форресте Гампе», здесь скорее отвлекают и
размывают послание. Вычистить бы всё это на монтаже, и было бы более
сконцентрированно. Или уж тогда наоборот, разбавить до предела, и можно было бы
говорить, к примеру, об энциклопедии американской жизни.
Но впрочем, кино смотрибельное и даже немного претендующее на некоторые
философские обобщения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий