пятница, 29 ноября 2024 г.

Наша жизнь с точки зрения

 

Наша жизнь с точки зрения («Здесь»/“Here“, реж. Роберт Земекис, CША, 104 мин.)

 

П.И.Филимонов

 

Во второй раз за короткое время осознаю себя немножо аутло и немножко бунтарём без причины. Точно так же, как, в отличие от большинства продвинутых критиков, мне понравился второй «Джокер», мне, в отличие от них же, понравился и новый фильм Земекиса. Ну то есть, не так, что понравился-понравился, не так, что я смотрел его с замиранием сердца и со слезой восхищения в углу глаза. Нет. Но штука получилась, как минимум, занятная, хотя и местами не до конца продуманная, что ли.



Сама по себе идея кажется вроде бы странной. И не очень понятно странное вступление Земекиса, точнее говоря, по вступлению кажется, что изначально он хотел рассмотреть историю одного места, конкретной точки в пространстве, это потом уже так получилось, что большую часть времени эту точку в пространстве занимала одна семья, на которую наш непредвзятый наблюдатель и переносит почти весь спектр своего внимания. Нет, мы по-прежнему имеем короткие прыжки в миры других семей, когда-то населявших этот же дом, но в центре повествования всё равно Том Хэнкс и его родственники.

В этих прыжках в другие миры есть, как кажется, некоторые нестыковки, так, например, чернокожая семья – вот когда они живут в доме? До Хэнкса – маловероятно, слишком современно они выглядят. После – тоже сложно сказать, вроде бы с выездом уже одинокого Тома из дома история должна бы заканчиваться, хотя, может быть, в этом как раз и посыл – что жизнь шла здесь до нас и будет продолжаться после нас при любом исходе. Человек не центр вселенной, даже не царь одного конкретного места.

Вообще, конечно, приём, применённый Земекисом в этом фильме, очень похож на заглядывание в окна. Знаете, вот когда зимним вечером идёшь откуда-нибудь пешком по своему микрорайону, и волей-неволей заглядываешь в светящиеся окна панелек – а чем там люди занимаются, а как там живут своей жизнью, причём жизнь эта кажется больше, важнее, интереснее и загадочнее той, которую ты ведёшь сам. Такой культурный вуайеризм.

Кстати, Земекис как раз эту идею тоже развенчивает. Ничуть эта другая жизнь у него не загадочнее и на значимее. Это просто люди, только люди. Такие же, как и все другие. Со своими маленькими горестями и радостями, маленькими достижениями и триумфами. Если бы взять и установить ту же самую камеру к разрезу муравейника, получилось бы примерно то же самое.   

Немного, конечно, странно выглядит компьютерное омолаживание Тома Хэнкса и Робин Райт, можно было бы взять других актёров на роли их персонажей в молодости, но, в конце концов, раз Земекис может, почему бы ему и не позволить себе вот именно такое решение. И немного непонятны всё-таки эти внезапные прыжки  в другие реальности. Такое ощущение, что режиссёр как-то был не до конца уверен, что снимает – исключительно историю одной семьи или более широкое полотно.

Вот, мне кажется, этого знания фильму и не хватило. Штучки вроде внезапного Бенджамина Франклина в дрожках или как там это называется – тарантас, смазная телега, неважно – которые работали в «Форресте Гампе», здесь скорее отвлекают и размывают послание. Вычистить бы всё это на монтаже, и было бы более сконцентрированно. Или уж тогда наоборот, разбавить до предела, и можно было бы говорить, к примеру, об энциклопедии американской жизни.

Но впрочем, кино смотрибельное и даже немного претендующее на некоторые философские обобщения.  

 



 

Комментариев нет:

Отправить комментарий