Зеркало для героини («Милая»/“Elskl
ing“, реж.
Лилья Ингольфдоттир, Норвегия,
101 мин.)
П.И.Филимонов
Как известно, люди встречаются, влюбляются, женятся, ругаются, разводятся,
начинают друг друга ненавидеть, и всё это порой одновременно в разных порядках
и комбинациях. Норвежский фильм «Милая», так же известный как «Достойная любви»
- о второй части этой парадигмы. Там, где ругаются и разводятся.
Впрочем, про ту часть, где влюбляются, он тоже немного говорит, потому что
одно, что логично, не бывает без другого. Невозможно возненавидеть кого-то,
предварительно его не полюбив (ладно, это я загнул), невозможно развестись, предварительно не
поженившись.
Мы видим норвежскую женщину средних лет по имени Мария. Нам ничего не
показывают про историю её первого брака, мы только знаем, что он был, и
эпизодически в фильме встречаем её первого мужа, от которого у неё двое детей.
И вот несмотря на этих самых двоих детей и в целом непростое положение
работающей разведённой женщины Мария без памяти влюбляется в Зигмунда, часто
гастролирующего музыканта, выходит за него замуж и рожает ещё двоих – чтобы
никому не было обидно.
Но история совсем не про это. Мария пытается совмещать свою увеличившуюся
семью и работу, про которую ей лично кажется, что она у неё скорее есть, тогда
как Зигмунду, например, кажется, что её у неё, скорее, нету – в результате чего
портятся нервы и характер, добавляется стресс и дурное настроение. Короче,
однажды, прямо на наших глазах Мария с Зигмундом ругаются практически на пустом
месте – да так, что Зигмунд в одностороннем порядке говорит жене, что всё,
хватит, баста, капут, развод и точка.
А она же его любит, и жизни без него себе не представляет. Ни в каком из
смыслов. А он вроде бы и тоже неплохо к ней относится, но быть с ней вместе уже
не хочет, он как будто переступил этот этап и двинулся дальше. Старшие дети от
первого мужа винят в разрыве мать, называя её всякими нехорошими словами, что
тоже не прибавляет Марии позитивных эмоций.
И мы наблюдаем женщину, во-первых, по классике, на грани нервного срыва, а
во-вторых, женщину в период кризиса среднего возраста. Оказывается, и у них он
бывает – ну или что-то, максимально к нему приближённое. Метафора режиссёрки
предельно проста – для того, чтобы научиться жить в новых обстоятельствах,
Марии нужно эти обстоятельства для начала принять. А для того, чтобы их хотя бы
принять, Марии нужно принять себя. А это сделать – как раз с учётом сложившихся
обстоятельств – достаточно непросто. Всю свою жизнь Мария воспринимала себя
через призму других людей – если её любили окружающие, то она и чувствовала
осмысленность своего существования. Теперь это сломалось, почти все окружающие
безоговорочно заявили ей, что они больше её не любят, и какое-то время кажется,
что этот шок для Марии окажется неподъёмным.
Получается, ей нужно найти совсем другой взгляд на вещи, ей нужно полюбить
себя безотносительно других людей, посмотреть на себя в зеркало и каким-то
образом постичь дзен самодостаточности. Что для женщины, привыкшей
самоидентифицироваться через семью, крайне сложно.
Ну а потом уже и все сопутствующие обстоятельства – если любишь, отпусти –
и тому подобное. Это терапевтический фильм об умении достойно расходиться и
достойно принимать поражения. Крайне рекомендуется людям, у которых в личной
жизни не сложилось. Надежды он не подарит, но спокойствию может научить.
Комментариев нет:
Отправить комментарий