пятница, 19 апреля 2024 г.

Нет женщина, нет плач

 

Нет женщина, нет плач

(«Боб Марли: одна любовь»/“Bob Marley: One Love“, реж. Рейнальдо Маркус Грин, США, 107 мин.)

П.И.Филимонов

 

Кажется, мы с вами наблюдаем бум и расцвет нового жанра. Точнее, жанра старого и известного, но в какой-то новой итерации. Как грибы (пока неядерные) после дождя отовсюду стали вылезать байопики про музыкальных звёзд недавнего прошлого. Фредди Меркури, Уитни Хьюстон, Элвис Пресли (2 штуки), Элтон Джон (отличающийся тем, что он - не прошлого, а ещё вполне себе поёт, и что он спродюсировал кино о себе сам, но большому артисту многое позволено), Эми Уайнхаус. Теперь вот и Боб Марли.


Фильмы эти, как мне кажется, имеют две разных целевых аудитории и два, соответственно, направления удара. Во-первых, они направлены на тех, кто видел артистов живыми и помнит их музыку и песни и без кино. Ностальгия, как секс, продаётся едва ли не лучше всего. Во-вторых, они направлены на молодую аудиторию, которая не видела артистов вживую, и стараются возродить интерес к музыке человека и в новом поколении. С понятной целью выдоить ещё немножечко денег из дорогого трупа.

В этом смысле эти две благородные цели иногда вступают в противоречие. Допустим, при жизни Боба Марли я тоже, в силу малости лет, не успел интересоваться его творчеством и не помню практически ничего – потому что и помнить нечего. Но потом я смотрел некоторые живые выступления и представление о том, как на самом деле вёл себя отец регги на концертах, я имею. И то, что демонстрирует в фильме актёр Кингсли Бен-Адир (хороший актёр, ничего против не имею, вот он недавно сыграл главного плохого скрулла в марвеловском сериале «Секретное вторжение», и был довольно убедителен) – это как бы не совсем то. В нём есть энергия и есть харизма, но не такие, какие сочатся из каждой архивной записи с Бобом Марли.

Но это, конечно, далеко не самое главное. В таком фильме, в музыкальном байопике, главная задача режиссёра – найти какую-нибудь историю из жизни протагониста и завернуть в музыку именно её. Желательно, чтобы история была не очень тривиальной, и чтобы в ней был какой-то конфликт. И режиссёр фильма про Боба Марли не придумывает ничего лучше, как показать нам участие Марли в политических тёрках на Ямайке и - очень по касательной - всем известную историю про рак, в которой, кстати, самое интересное как раз и упущено. Известно, что Марли отказался делать операцию на пальце, потому что религия раста запрещает вносить искусственные изменения в то тело, которое нам целокупно дал господь джа – то есть, человек практически умер за убеждения. Кто я такой, конечно, чтобы советовать, но раскрыть эту тему поглубже было бы интереснее, чем показать, как Марли то участвует, то не участвует, то снова участвует в местных политических разборках.

А ещё интереснее было бы, конечно, показать, как он придумал свой стиль. Потому что, хотя прямо совсем изобретателем регги его назвать и нельзя, но он, бесспорно, ввёл эту музыку в мейнстрим. И это, конечно, требовало какого-то напряжения духа и творческих сил. Но чтобы показать такое, нужно стараться и что-то выдумывать. А просто взять красивого чёрного чувака, сделать ему дреды и попросить обаятельно улыбаться и курить траву в кадре – гораздо проще. Так что вот и получается, ни няньки, ни утки. В смысле, ноу вуман, ноу край.

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий