Неаппроприированное кайдзю
(«Годзилла минус один»/ ゴジラ-1.0,
реж.
Такаши Ямадзаки, Япония, 125 мин.)
П.И.Филимонов
Соединённые Штаты Америки победили Японию во второй мировой войне и отняли
у неё довольно многое, в том числе и Годзиллу. Не сразу после войны,
разумеется, ну так и появился он в умах японских эсхатологов тоже чуть позже.
Нет, конечно, японские кайдзю-фильмы как выходили, так и продолжают выходить,
но на наши экраны прекрасный монстр вот уже лет двадцать как забредал
исключительно в американской обработке.
И вот мы можем насладиться фильмом Такеши Ямадзаки, так сказать, увидеть
Годзиллу на его родине. Понятно, что это кино не только про Годзиллу, но и про
возобновление более-менее нормальной жизни в послевоенной Японии, но, насколько
мне известно (не сказать, чтобы я прямо супермного знал про этот жанр), большая
часть фильмов-кайдзю так или иначе связана с историей Японии, и, как правило,
историей Японии двадцатого века. По Ямадзаки, Годзилла появился не в
результате ядерных бомбардировок, что считается классической версией, а немного
раньше, но всё равно в результате военных действий. Вообще, в представлении
японцев, Годзилла – эта такая своеобразная Грета Тунберг, только он не грозит
пальчиком и не кривит лицо по поводу экологически плохого поведения человечества,
а прибегает к более радикальным мерам.
История появления и неокончательного изгнания Годзиллы (не думаю, что я
что-то заспойлерю, все кайдзю-фильмы сделаны по более-менее одному стандарту)
разворачивается на фоне возвращения с войны человеческого главного героя фильма
– бывшего лётчика-камикадзе Шикишимы. Неокончательного потому, что
окончательное в логично устроенном мире означало бы конец жанра и отсутствие
возможности сиквелов.
В решающий момент своей краткой военной карьеры Шикишима струсил и не
направил самолёт на цель. Оказывается, вопреки всему тому, что нам впаривала
про камикадзе советская пропаганда, у них вполне была опция и развернуться, и
посадить самолёт. Это включает его внутреннего камикадзе, и значительную
часть времени после он живёт с ощущением вины. Эта вина ещё усугубляется при
его первой встрече с Годзиллой - Шикишима не может заставить себя выстрелить в
монстра из пулемёта своего самолёта, при этом на тот момент он ещё не знает,
что это бы совсем не помогло. В итоге в той ситуации (как и в любой другой с
участием Годзиллы) погибли люди, и Шикишима винит в их гибели себя.
И Шикишиму это гнетёт. Гнетёт до такой степени, что где-то внутри него
зреет решение пожертвовать собой ради уничтожения Годзиллы, потому что никаким
другим способом его, кажется, не уничтожить. Ни один план мудрого
профессора не срабатывает, более того, как и положено в кайдзю, Годзилла
становится всё больше и сильнее с каждым нападением.
Но между своими трусливыми поступками и своим героическим поступком
Шикишима успевает познакомиться с милой девушкой и усыновить оставшегося без
родителей в результате авианалёта младенца. Ему теперь есть ради чего жить, так
что выбор смерти в качестве решения всех проблем уже далеко не столь очевиден.
Несмотря на всю кайдзюшную трушность, фильм весьма жизнеутверждающ. Ну и
Годзилла прекрасен и безжалостен. Всё, как положено.
Комментариев нет:
Отправить комментарий