Намедни по-американски
(«Эйр»/“Air“, реж. Бен Аффлек, США, 112 мин.)
П.И.Филимонов
Если Леонид Парфёнов делает свои «Намедни» широкими мазками, всего лишь
разбавляя рассказами о новом дуршлаге или одеколоне «Саша» картину года, то Бен
Аффлек решил сделать из одного маленького парфёновского по типу сюжетика целый
большой фильм. И надо сказать, получилось. Не хочется упоминать в одном абзаце
две столь неравнозначные фигуры, как Парфёнов и Михаил Задоронов, но,
во-первых, уже упомянул, а во-вторых, их, вместе с Беном Аффлеком, получается
уже три. Так вот, во время просмотра фильма нет-нет да и ловишь себя на желании
неумело изобразить интонации покойного и протянуть что-ибудь вроде «Ох уж эти америкааанцы».
«Эйр» - фильм о том, как были придуманы и запущены в производство кроссовки
Air Jordan. И Аффлек делает из этого полномасштабную
производственную драму, с героями, рисками, ставками и преодолением. Главный
движитель всего этого предприятия, маркетолога из баскетбольного отдела компании
Nike играет друг и
соратник Аффлека Мэтт Дэймон, которому для этой роли, кажется, пришлось немного
поправиться. Лёгкая ирония истории заключается в том, что герой Дэймона –
совершенно неспортивный человек, когда в самом конце фильма он решает поменять
это в себе и выходит на первую в своей взрослой жизни пробежку, то пробегает
всего метров десять или около того, после чего, практически со словами «На фиг,
на фиг», поворачивает и уходит со стадиона.
Ну и вот. И, как в любой традиционной американской спортивной драме
откровенно негативных персонажей в фильме нет, есть только люди, которые не
верят в затею Сонни Ваккаро (так зовут персонажа Дэймона), но он берёт риски на
себя, убеждает других, всё преодолевает, чтобы в конце насладиться – вместе со
зрителями – своим безусловным триумфом. Только драма на сей раз не спортивная,
а околоспортивная, при этом всё по-прежнему работает. Вместо голов, очков и
секунд результатом таланта и работы Сонни становятся феноменальные цифры продаж.
Продукт крепкий и традиционный. Как бы ты ни понимал всю стандартность
ходов и построений в такого рода работах, всё равно очень сложно удержаться от
соответствующих эмоций в момент, когда у героя всё получается и он объявляет
своему отделу, что они «только что подписали Майкла Джордана». Формула работает
бесперебойно и, честное слово, в этом нет решительно ничего плохого. Те, кто
пойдут смотреть «Эйр» примерно представляют, что их ждёт, и Аффлек вот
нисколько не разочаровывает. Наверное, сюрпризов от подобного кино ждать и
не нужно.
Интересным приёмом выглядит разве что решение режиссёра самого, собственно,
Майкла Джордана (тогда ещё только-только закончившего со студенчеcким
баскетболом и только-только выбранного «Чикаго Буллз» на драфте игрока) почти
не показывать. Он как бы присутствует в кадре во время переговоров «Найки» с
семьёй Джорданов, но как-то со спины, максимум в одну четверть, всегда без
лица, не произносит ни слова, его как бы и нет. Не знаю, чем такое решение
продиктовано, возможно, есть какие-то права на съёмку Джордана, которых Аффлек
не получил, но выглядит оно, в любом случае, достаточно элегантно. Как ещё
можно показывать легенду в фильме, где эта легенда на вторых, и даже на третьих
ролях. Наверное, вот только так, этим отстранением подчёркивая легендарный
статус. Ну и себя Аффлек тоже не обидел, выбрав себе самую комичную роль во
всём фильме – он играет главного исполнительного директора «Найки» Фила Найта –
эксцентричного миллионера, если не миллиардера. Получается смешно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий