Кустурица здорового человека
(«Памфир»/”Памфiр”, реж.
Дмытро Сухолыткый-Собчук, Украина-Франция-Польша-Чили-Германия-Люксембург, 100
мин.)
П.И.Филимонов
Как кажется, страна по-настоящему попадает на культурную карту мира, когда представляет
миру свой колорит, не обязательно исторический, про историю все горазды
рассказывать, история у всех была кровавая и интересная, никакому Джорджу Мартину
не сравниться, а современную новую этнику, которая, будучи универсальной по смыслу
высказывания, своим неповторимым колоритом в то же время подчёркивает
самобытность страны, моментально определяемой по первым тактам-кадрам-страницам.
Хорошо, пусть универсальной культурной карты мира не существует, путь они
свои для разных видов искусств, всё равно это правило более-менее действует.
Если, например, в музыке Украина давно внесла себя туда, более того, широкими
шагами прорвалась к центру спирали и примеривается даже и к тому, что не залезть
ли бы на гору и не потеснить ли того, кто там нынче ейный царь, то в кино до сих
пор Украины на европейской сцене, что уж там говорить, не было. «Памфир» -
пожалуй, первая попытка там утвердиться. И попытка, пожалуй, сработавшая, хотя
и не без внешних привнесённых обстоятельств. Общеизвестный сейчас факт, что
никто в мире не слелал большего для становления Украины как государства, да,
пожалуй, и культурной единицы, чем Владимир Путин, в каком-то смысле если бы
его у Украины не было, нет, всё равно выдумывать его не стоило бы, это всё-таки
был бы перебор.
«Памфир» - фильм, который возможно было снять только про Западную Украину, только
про ту её часть, что граничит с Румынией и существует во многом засчёт массовой
и почти не контролируемой до поры контрабанды. Но это только один пласт
повествования, его внешняя канва. На внутреннем уровне в «Памфире» можно без
дополнительной оптики разглядеть и размышления о своей идентичности, как
национальной, так и личной, в силу приближающегося каким-то апокалипсисом
народного праздника в каждом жителе региона, который нам показывают, проявляется
второе дно, вот эта соломенная херобора, которую они надевают на себя во время
карнавала существенно меняет личность – причём это тоже общемировой контекст
масочной культуры.
Ну и жители деревень, что сам Лёня, что сын его Назар и прочие родственники-знакомые-представители
властных и криминальных структур (которых, понятное дело, решительно друг от
друга не отличить) сливаются в броуновский хоровод, так похожий на ранние
фильмы Кустурицы, пока тот ещё казался нормальным человеком, пока мир наш казался ещё подлежащим выздоровлению. Конечно, этому эффекту немало
способствует и музыка «Памфира», очень близкая к залихватской и всё ускоряющейся
балканщине Бреговича, но здесь – то ли в силу ментальности, то ли в силу
исторического момента – совсем не чувствуется бреговического оптимизма, его
какой-то способности всё равно вырулить к тому, что «Ха-ра-шо, всё будет харашо»,
которая прочно и давно прицепилась к другому украинцу.
«Памфир» - фильм мрачный и немного даже эпичный. Причём мне кажется, и то,
и другое сделано сознательно. Любая субкультура, а «Памфир» - он всё-таки про
субкультуру – нуждается в своём эпосе. Любой эпос становится эпичнее и универсальнее
при отсутствии легкомысленности.
Самый посдедний кадр фильма, прерванный режиссёром в открытый финал, как
мне кажется, должен был закачиваться фразой Назара «Зовите меня Памфир». Во
всяком случае, масштаб эпичности не меньший.
Комментариев нет:
Отправить комментарий