вторник, 11 апреля 2023 г.

Неновое об электроовцах

 

Неновое об электроовцах

(«После Янга»/”After Yang”, реж. Когонада, США, 96 мин.)

П.И.Филимонов

Янг – это домашний робот, который сломался. Фильм американского режиссёра корейского происхождения, известного под псевдонимом Когонада, рассказывает о бытовых проблемах недалёкого будущего и в очередной раз поднимает вопрос искусственного интеллекта, погружаясь всё в ту же известную дилемму об андроидах и электроовцах, которой занимался ещё Филип К. Дик.



С одной стороны, Янг – что-то вроде домашнего питомца, которого родители купили удочерённой девочке китайского происхождения, чтобы она не забывала о своих корнях. С другой стороны, когда он ломается, выясняется, что на него закончилась гарантия, и отремонтировать его теперь не так-то просто. Полфильма играющий отца семейства Колин Фаррелл ходит по разного рода шарашкиным конторам, где пытается починить Янга по сходной цене, как, например, некоторые мои знакомые делают со своими смартфонами. То есть, с этой точки зрения, Янг – пусть и очень сложная и дорогая, но всё же бытовая техника. С третьей стороны, дочь Фаррелла (ну, его персонажа, разумеется) Мика успела настолько привязаться к Янгу, что воспринимает его как «брата», и предложение купить другого такого же, поскольку в Янге сломалась какая-то самя важная деталь, материнская плата или что-то вроде этого, и проще купить нового, чем отремонтировать этого, так вот это предложение не находит понимания ни в ком.

С третьей стороны, в процессе нелегальной починки выясняется, что в Янга был вмонтирован блок памяти, с помощью которого он, выходит, следил за своими хозяевами на протяжении довольно длительного времени, без видимой цели, но всё-таки (девочке Мике он был, да, заместо старшего (читай: большого) брата). С четвёртой стороны, в процессе изучения этого блока памяти выясняется, что у Янга была вполне человеческая (то есть, нет, не вполне, но это уже – который?- четвёртый слой?) любовница.

Когонада нагромождает в кучу примерно все вопросы, которые когда-либо интересовали человечество относительно роботов и искусственного интеллекта вообще. Можно ли считать, что роботы обладают личностью? Опасны ли роботы для человека? Испытывают ли роботы чувства? И так далее, и тому подобное.

Ответов ни на один из этих вопросов Когонада не даёт, видимо, предлагая зрителям подумать и обсудить варианты среди себя. Каких-либо новых не виданных доселе горизонтов кино тоже не открывает, сложно отделаться от ощущения, что всё это уже где-то когда-то было. Может быть, не в таком совсем виде, не в таком нагромождении, например, по отдельности, но все эти проблемы уже рассматривались (и, как правило, тоже безответно) в десятках предыдущих работ десятков других людей.

Что не отменяет того факта, что любителям традиционных фантастических драм стругацкого образца (я исключительно в хорошем смысле слова, в том смысле, что не про пыщь-пыщь, а про чувства и отношения, только на фоне технологий будущего) фильм может понравиться. Человечностью, инклюзивностью и недосказанностью как раз.

Вдобавок каждый может задать себе вопрос, а приобрёл ли бы он себе такого домашнего питомца, если бы была такая возможность. Или лучше Стэпфордскую жену? Не уверен, у меня тоже нет ответа.

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий