Неновое об электроовцах
(«После Янга»/”After Yang”, реж. Когонада, США, 96 мин.)
П.И.Филимонов
Янг – это домашний робот, который сломался. Фильм американского режиссёра
корейского происхождения, известного под псевдонимом Когонада, рассказывает о
бытовых проблемах недалёкого будущего и в очередной раз поднимает вопрос
искусственного интеллекта, погружаясь всё в ту же известную дилемму об
андроидах и электроовцах, которой занимался ещё Филип К. Дик.
С одной стороны, Янг – что-то вроде домашнего питомца, которого родители
купили удочерённой девочке китайского происхождения, чтобы она не забывала о
своих корнях. С другой стороны, когда он ломается, выясняется, что на него
закончилась гарантия, и отремонтировать его теперь не так-то просто. Полфильма
играющий отца семейства Колин Фаррелл ходит по разного рода шарашкиным
конторам, где пытается починить Янга по сходной цене, как, например, некоторые
мои знакомые делают со своими смартфонами. То есть, с этой точки зрения, Янг –
пусть и очень сложная и дорогая, но всё же бытовая техника. С третьей стороны,
дочь Фаррелла (ну, его персонажа, разумеется) Мика успела настолько привязаться
к Янгу, что воспринимает его как «брата», и предложение купить другого такого
же, поскольку в Янге сломалась какая-то самя важная деталь, материнская
плата или что-то вроде этого, и проще купить нового, чем отремонтировать этого, так вот это предложение не находит понимания ни в ком.
С третьей стороны, в процессе нелегальной починки выясняется, что в Янга
был вмонтирован блок памяти, с помощью которого он, выходит, следил за своими
хозяевами на протяжении довольно длительного времени, без видимой цели, но всё-таки
(девочке Мике он был, да, заместо старшего (читай: большого) брата). С
четвёртой стороны, в процессе изучения этого блока памяти выясняется, что у
Янга была вполне человеческая (то есть, нет, не вполне, но это уже – который?-
четвёртый слой?) любовница.
Когонада нагромождает в кучу примерно все вопросы, которые когда-либо
интересовали человечество относительно роботов и искусственного интеллекта
вообще. Можно ли считать, что роботы обладают личностью? Опасны ли роботы для человека?
Испытывают ли роботы чувства? И так далее, и тому подобное.
Ответов ни на один из этих вопросов Когонада не даёт, видимо, предлагая
зрителям подумать и обсудить варианты среди себя. Каких-либо новых не виданных
доселе горизонтов кино тоже не открывает, сложно отделаться от ощущения, что
всё это уже где-то когда-то было. Может быть, не в таком совсем виде, не в
таком нагромождении, например, по отдельности, но все эти проблемы уже рассматривались
(и, как правило, тоже безответно) в десятках предыдущих работ десятков других
людей.
Что не отменяет того факта, что любителям традиционных фантастических драм
стругацкого образца (я исключительно в хорошем смысле слова, в том смысле, что
не про пыщь-пыщь, а про чувства и отношения, только на фоне технологий будущего)
фильм может понравиться. Человечностью, инклюзивностью и недосказанностью как
раз.
Вдобавок каждый может задать себе вопрос, а приобрёл ли бы он себе такого
домашнего питомца, если бы была такая возможность. Или лучше Стэпфордскую жену?
Не уверен, у меня тоже нет ответа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий