пятница, 24 июня 2022 г.

Красота – это страшная сила

 

Красота – это страшная сила

(«Род мужской»/“Men“, реж. Алекс Гарланд, Великобритания, 100 мин.)

П.И.Филимонов

Мы тут в «Киноптикуме» уже доводили до вашего сведения, что нашей любимой актрисой на данный момент является Джесси Бакли, так что все фильмы с ней к просмотру не то что рекомендуемы, а обязательны. В британском фильме «Род мужской», кроме того, играет и ещё один очень хороший актёр - Рори Киннэйр, притом играет гораздо больше, чем можно себе представить – необъяснимым в сюжетном смысле образом все мужские роли в фильме, кроме одной, исполняет именно он. И к тому же, «Род мужской» - красивый фильм. Предполагается, что это фильм ужасов, и, в целом, понятно, почему так предполгается. Однако я бы не сказал, что смотреть его страшно или хотя бы как-то жутко – просто та красота, которая в фильме, несомненно, присутствует, она, если можно так сказать, несколько гойевско-босховского типа красота. Лезут всяческие прекрасные уродцы, страшно не страшно, но визуально местами завораживает.



В общем, героиня Джесси Бакли теряет мужа, который сначала её абьюзит, а потом совершает то ли на этой, то ли не совсем на этой почве самоубийство, после чего она, в попытке забыться и восстановиться, переезжает в летний дом где-то в глубинке какого-то очередного -шира, где и надеется спокойно провести лето в блаженном одиночестве.

Но, понятно, не тут-то было. Её покойный муж начинает её преследовать. Причём ладно бы сам, нет, он заручается для этого помощью бесконечных Рори Киннэйров, которые самым подозрительным образом окружают героиню с самого момента приезда в деревню. Мы видим Рори Киннэйра-домовладельца, Рори Киннэйра-священника, Рори Киннэйра-полицейского, Рори Киннэйра-карлика, Рори Киннэйра-бомжа, и так далее, и тому подобное. Они лезут на бедную Джесси из всех щелей, они трансформируются друг в друга и в разное, они буквально не дают ей покоя. Всё это частично под музыку Арво Пярта, что должно вносить дополнительные краски в фильм для нашего зрителя.

Красота? Красота. Но оснований для этого преследования как будто и нет. Покойный муж обвиняет героиню Бакли в доведении его до самоубийства, но ничто из флешбэков и флешфорвардов фильма не даёт ему никаких на это оснований. Нечего было абьюзить жену. Понятно, что слова могут ранить, но в этом случае у фильма получается какой-то очень странный мессидж, против всякой повестки и злободневности.

Может, конечно, оно так и есть, и просто режиссёру Алексу Гарланду надоел сегодняшний мир, отворачивающийся от патриархата, и он решил снять мизогинистический фильм ужасов, или хотя бы подчеркнуть, что о мужчинах и их возможных страданиях тоже нельзя забывать – по получилось, честно говоря, не очень.

Нет, ничего не хочу сказать, Джесси Бакли хороша, хоть, кажется, ей не слишком есть там что играть. Рори Киннэйр тоже хорош и наслаждается всеми своими многочисленными ипостасями. Визуальное решение, как уже было сказано, отсылает к каким-нибудь «Каприччиос» или любому полотну Босха. Впрочем, может быть, и смысл в том же. Потому что ну зачем Босх рисовал всех этих своих уродцев? Отчасти, вероятно, для того, чтобы показать, что в грешниках внешний вид коррелирует с их чёрными и неприятными душонками. Но ведь отчасти и для того, чтобы показать, что умеет. Вот и Алекс Гарлэнд умеет. И показывает нам это. Ну и ладно, порадуемся за него.



Комментариев нет:

Отправить комментарий