пятница, 11 декабря 2020 г.

Реперные точки Гаспара Ноэ

 

Реперные точки Гаспара Ноэ

(«Вечный свет», реж. Гаспар Ноэ, Франция, 51 мин.)

 П.И.Филимонов

Не стоит разбрасываться подобными словами, но, в конце концов, любая критика в любой сфере всегда сводится к вкусовщине и только, так вот, настало время признать – Гаспар Ноэ – великий и одновременно культовый режиссёр, только ещё, пожалуй, входящий в расцвет cвоих творческих сил. С момента его второго фильма, знаменитой своей сценой (как говорят, реалистичной) изнасилования Моники Беллуччи «Необратимости», небольшое провисание – на мой взгляд – случилось только в «Любви», а так каждый следующий фильм был если не лучше, то уж как минимум радикальнее предыдущего.




И Ноэ не разменивается на мелочи. Он движется по основным точкам, по важнейшим, видимо, для себя вопросам человеческого существования. Определяет шкалу. Рисует систему координат. Вопросы любви он полностью для себя закрыл в «Необратимости» и, собственно, «Любви». С жизнью и смертью более-менее разобрался во «Входе в пустоту». Тему наркотиков и расширения сознания осветил в «Экстазе». Теперь он говорит о том, что, без всякого пафоса, слегка, но важнее жизни и смерти и даже чуть-чуть больше, чем расширение сознания. О творчестве и об искусстве. Об этом его новый фильм «Вечный свет». Собственно, это одна из многих имеющихся в наличии рефлексий кинорежиссёров на тему самого кино, но это Ноэ – и глупо было бы думать, что получится тепло и лампово.

У Гаспара Ноэ, помимо всех прочих сладких для зрителей тараканов в голове, есть какая-то болезненная, почти эротическая фиксация на стробоскопах. Что в «Экстазе», где это оправдано, видимо, расщеплённым сознанием персонажей, что здесь, в «Вечном свете» - значительное количество времени (а в «Вечном свете» так даже чуть ли не половину фильма, благо он непривычно короткий для современного кино, меньше часа) нам показывают кадры в стробоскопическом изображении. При этом в этом последнем фильме ещё и все орут, все куда-то идут и не могут дойти, всё очень похоже на экранизацию хронического невроза или полу-кошмарного сна, хочется вырваться, отвернуться и не смотреть, а потом, когда ты осознаёшь, что для тебя это всего лишь кинозал, и ты вполне можешь и вырваться, и отвернуться, и не смотреть, и даже вообще сбежать, ты понимаешь, что нет, на самом деле это приклеивает твоё внимание, и ты будешь смотреть это до конца – а то и пойдёшь и пересмотришь.

В общем, пересказывать фильм «Вечный свет» нельзя. Мало того, что там совсем нет сюжета, там ещё и совсем не в сюжете дело. Это, наверное, можно сравнить с музыкой, преобразившейся в кино. Это максимально некомфортное зрелище, которое затягивает и завораживает. Я думаю, что если вдруг этот фильм посмотрит человек, страдающий эпилепсией, его, безусловно, специально спровоцированный Ноэ припадок будет прекрасным и запредельным, как ни один из его припадков до этого. Ноэ в очередной раз снял фильм, выходящий за плоскость, за раму, за пределы экрана, кино, которое чуть больше, чем кино.

И, конечно, прекрасна Шарлотта Генсбур, которая максимально диссонирует в этой роли с тем, что происходит вокруг неё. Но не менее прекрасна и орущая сумасшедшая Беатрис Даль, которая, наоборот, становится квинтэссенцией творящегося вокруг светопреставления.

Просто пойдите в кино и посмотрите этот фильм. Просто отключите скептика в себе и отдайтесь Ноэ. Этот человек способен делать с вашим сознанием такие штуки, о которых вы и не подозревали.   

Интересно, что будет, когда он нарисует свою систему. Что он будет по ней измерять и отсчитывать.




 

Комментариев нет:

Отправить комментарий