среда, 8 мая 2019 г.

Всё, что может провалиться


Всё, что может провалиться
(«Однажды в Стокгольме», реж. Роберт Будро, Канада-США, 92 мин.)

П.И.Филимонов

Канадский режиссёр Роберт Будро снял фильм о стокгольмском синдроме. Собственно, о той оригинальной истории – ограблении банка в шведской столице, непонятной привязанности, которая возникла у заложников к тем, кто их в этом банке удерживал – которая и послужила основой для выделения нового психологического синдрома. Не знаю, насколько близко к документальному изложению событий снят фильм «Однажды в Стокгольме», но, оказывается, там и помимо собственно синдрома, была масса других интересных событий.



Если можно себе представить, что преступление может быть смешным, то это оно. В ходе всего этого недоразумения никто особенно не пострадал, если не считать нескольких ушибов и какого-то количества слезоточивого газа, которое пришлось вдохнуть его участникам, так что в полной мере назвать «Однажды в Стокгольме» чёрной комедией, пожалуй, нельзя. Но именно к этому жанру ближе всего это кино. Итан Хок играет нелепейшего из нелепых преступников, заложники наивны и похожи на персонажей какого-нибудь прекрасного святочного рассказа, полицейские кажутся дебилами, хотя как раз они в итоге со своей работой справляются. Почти на всём протяжении фильма смешно. Не гомерически смешно, но ощутимо – и мимика Хока, конечно, только подкрепляет нелепости, которые происходят в кадре. Возможно, в реальности всё не было настолько же суматошно, беспомощно и анекдотично, интернет-источники пишут, что настоящие преступники обращались со своими заложниками всё-таки достаточно сурово, тем неожиданнее и оказался возникший психологический феномен.

Если же предположить, что всё было так, как показано в фильме, то природа стокгольмского синдрома становится гораздо более понятной. Нелепые – я осознаю, что злоупотребляю этим эпитетом, но других слов у меня для героев фильма нет – персонажи взаимно притягиваются. Независимо от того, какие позиции занимают относительно друг друга. Глядя на неуклюжие и явно безнадёжные попытки героя Хока добиться своего, каждый, думаю, попытался бы ему помочь как минимум советом. Потому что любой из представленных в фильме заложников понимает про ограбление банков больше, чем персонаж, который пытается это ограбление провернуть.

В общем, вкратце суммируя, это забавное кино о неудачниках. Был когда-то целый жанр такого кино, все эти фильмы, где играли Пьер Ришар и ему подобные, как правило, французские актёры. Там сразу, с первых кадров, становилось понятно, что всё, что может провалиться, проваливается, и все планы героев накроются женским половым органом, как говорил давным-давно мой инструктор по вождению. Чисто развлекательное кино, но в данном случае с исторической основой, что делает его, конечно, чуть более ценным, чем все эти высокие блондины в разных предметах обуви.

Стокгольмский синдром работает на разных уровнях – не только на уровне Бьянки, главной лирической героини фильма. Он точно так же работает и на уровне зрителя, очень скоро зритель тоже начинает безоговорочно сочувствовать этим грабителям-недотёпам и желать, чтобы у них всё получилось. Хотя понятно, что получиться оно не может. От этого сочувствие в их адрес только растёт – и так по нарастающему замкнутому циклу, пока фильм не закончится.     



Комментариев нет:

Отправить комментарий