пятница, 10 мая 2019 г.

Труд и капитал


Труд и капитал
(«Простите за беспокойство», реж. Бутс Райли, США, 113 мин.)

П.И.Филимонов

Если не знать, что «Простите за беспокойство» - первый фильм Бутса Райли, то ничего от этого, с одной стороны, не теряется, а с другой, об этом можно догадаться. По каким-то маленьким, но важным моментам, по какой-то где-то местами непроработанности, по каким-то где-то шероховатостям, по каким-то иногда местами пробуксовываниям в целом плавно развивающейся истории.
Если не знать, что по своему основному роду деятельности Бутс Райли – рэпер, ничего от этого не теряется. С другой стороны, если знать, это достаточно многое объясняет. Дело даже не в том, что, по сути, мы здесь имеем дело с более-менее типичным образцом чёрного кинематографа, когда единственная значительная роль, исполняемая белым актёром – это роль главного злодея этого фильма, злодея запредельно циничного и неисправимого. Тематика уж очень какая-то рэперская, да и философия местами тоже.


Молодой, неясно чем зарабатывающий на жизнь человек Кассиус Грин (друзья называют его «Кэш», и с этой символикой сразу становится всё понятно), устраивается на работу в фирму, занимающуюся продажами по телефону. Одновременно он, его друзья и его бунтарская девушка-художница по имени Детройт, пытаются бороться с системой, организуют антикапиталистические пикеты, борьбу за права трудового народа, и против общей несправедливости жизни. На работе Кэшу говорят, что преуспеть в своих продажах он сможет в том случае, если будет использовать так называемый «белый голос». Он довольно быстро разбирается, что к чему, и начинает преуспевать. Его продвигают по служебной лестнице, какое-то время он умудряется совмещать мир труда и мир капитала, но потом приходится выбирать. Вдобавок Бутс Райли добавляет ещё и фантастический ингредиент в свою социальную драму. Компания, в которой работает Кэш, заключает контракт с другой компанией, занимающейся поставками эквисапиенсов, гибридов людей и лошадей, гораздо более работящих и менее требовательных, чем обыкновенные люди.
Кэшу приходится делать выбор между жизнью бунтаря-бессребреника и статусом богатого суперменеджера.
И вот тут как раз и важно, что фильм снял рэпер. Потому что для него выход из этой ситуации, видимо, может быть только один. Бро, йоу, законы дружбы на районе и романтический флёр предместий.
Но в общем, можно сказать, что, несмотря на то, что всё чёрное кино неуловимо напоминает любой фильм Спайка Ли с любого места, для первого опыта достаточно неплохо. Эти самые эквисапиенсы привносят необходимый элемент абсурда и ненормальности, без которого всё свелось бы к очередной, тысячу раз виденной вариации на тему борьбы честного труда и бесчестного капитала. А так всё достаточно свежо, такой Свифт наоборот, лошади присоединяются к человеку в его борьбе и отчасти обретают в ней, как положено, право своё.
Достаточно характерно, что такой, пролетарский, по сути, фильм, снял представитель рэп-тусовки, того этно-культурного слоя, которому с лёгкостью неимоверной удалось совместить сердитость трудового народа с круглыми гонорарами мира жёлтого дьявола. И ничего им, и норм.    



Комментариев нет:

Отправить комментарий