воскресенье, 26 ноября 2023 г.

О важности гробовых

 

О важности гробовых («Уроки Благи»/ «Урочице на Блага», реж. Стефан Командарев, Болгария-Германия, 114 мин.)

П.И.Филимонов

Есть такой отдельный сюжет фильмов, довольно популярный в последнее время, когда одинокая пожилая женщина в поисках дохода вступает на путь криминала, и ничего ей за это не бывает. Чаще всего подобные фильмы решаются в комедийном ключе, и бабушки начинают заниматься выращиванием и/или продажей наркотиков. В фильме болгарского режиссёра Стефана Командарева всё похоже, но немного по-другому.



Учительница на пенсии Блага Наумова попадается на удочку телефонных мошенников. Их схема немного удивительна, но в постсоциалистическом пространстве чего только не бывает. Ей звонит человек, представляющийся инспектором полиции, и говорит что-то примерно в таком духе, что преступниками готовится взлом её квартиры и, чтобы уберечься от потери денег, которые она, конечно же, хранит в шкафчике наличными, ей нужно сбросить их в пластиковом пакете с балкона, после чего сотрудники полиции заберут их на хранение и потом, после поимки преступников, вернут в целости и сохранности. Деньги эти не просто деньги, а так называемые «гробовые» её недавно умершего мужа, которые она планирует потратить на организацию его могилы и изготовление памятника.

Так что когда Блага понимает, что её обманули, у неё остаётся крайне мало времени, чтобы восстановить свои финансы, потому что директор кладбища – тот ещё коррумпированный жук, и норовит постоянно поднять цену и торопит Благу с оплатой. Потыкавшись в поисках легального заработка и поняв, что, в силу возраста, никто не хочет брать её на работу, Блага решается совершить опасный зигзаг и нанимается курьером к тем самым мошенникам, от которых пострадала.

Ничего комичного в «Уроках Благи» нет, это, скорее, история отчаявшейся женщины, история о том, как в нашем пост-совковом пространстве всё устроено так, что минимально социально защищённые категории населения не могут в легальном поле сделать ничего, чтобы эту свою защищённость хоть как-то повысить. И немного о том, что обещание, данное ей то ли себе самой, то ли покойному мужу, становится для неё настолько обязательным к выполнению, что из-за него можно не только пойти на преступление, но и потерять некоторое количество человечности и любви к людям.

«Уроки Благи» выдвинуты Болгарией на «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но что-то мне подсказывает, что они его не получат. Не потому, что это плохое кино, оно не плохое, но и не хорошее, если уж оценивать его такими общими категориями, а ещё и потому, что вот эти проблемы нашего (или почти нашего, потому что жизнь в Болгарии, показанная в этом фильме, всё-таки существенно хуже и беднее эстонской) сегмента Европы вряд ли хоть как-то отзовутся в так называемых странах первого мира. Его стоит (если стоит, что не факт) посмотреть в первую очередь для расширения киногеографии, для того, чтобы увидеть и лишний раз убедиться, что нормальное смотрибельное кино – не без морали, подпирающей историю, могут снимать сейчас практически в любой стране Европы.

Впрочем, чтобы не звучать слишком уж снобистски, скажу, что финальный твист «Уроков Благи» достаточно неожидан и ощутимо переворачивает представление о заглавной героине, которое складывается до тех пор на протяжении всего фильма. Пользуясь банальностью поговорочной морали, можно сказать, что «с волками жить, по-волчьи выть» и что в мире новой Европы каждый сам за себя. И даже в семьдесят лет можно ещё оказаться сильным звеном в этой пищевой цепочке.



Комментариев нет:

Отправить комментарий