Любовь против алкоголя («Опавшие
листья»/”Kuolleet lehdet”, реж.
Аки Каурисмяки, Финляндия-Германия, 81 мин.)
П.И.Филимонов
Одна финская деятельница культуры широкого профиля, выступая с
необязательной речью перед официальной премьерой, сказала, что «Опавшие листья»
- это четвёртый фильм трилогии Каурисмяки о рабочем классе. И удивляться тут не
приходится, Каурисмяки вообще не предполагает удивления.
Финский живой классик в прекрасной форме. «Опавшие листья» - это
классический Каурисмяки, персонажи колоритны и разговаривают так, что их
хочется цитировать («Я трезвый, как народный судья», например). Длинные кадры,
когда никто ничего не говорит, а просто не мигая смотрит в камеру, иногда бывают
гомерически смешны, время в «Опавших листьях» остановилось где-то на
семидесятых – времени молодости режиссёра – и, несмотря на всю
русско-украинскую войну, о которой надрывается радио – создаётся полное
ощущение, что никакой современности нет, что мы в том Хельсинки, где все кабаки
похожи на таллиннский бар «Валли» или на безвременно покинувший нас тартуский «Юмарлауа».
Все мужские персонажи Каурисмяки в этом фильме пьют. Не просто даже пьют, а
бухают, нарезываются, заливают харю, подойдёт любой приличный или неприличный
синоним. Ни от какого не от отчаяния, ни от какой не от безысходности, а просто
потому, что таков их образ жизни. Можно, конечно, копаться глубже и рассуждать
о том, что трезвым эту жизнь воспринимать не слишком получается, но зачем же мы
будем это делать, если сами герои Каурисмяки об этом не задумываются? Они
просто так живут, неделю работают, а в выходные прибухивают. И по вечерам
прибухивают. И на работе иногда тоже. И их тогда увольняют с работы, что не
останавливает их в их желании прибухнуть.
В промежутке между прибухиванием мужские персонажи Каурисмяки знакомятся с
его женскими персонажами. Если все его мужские персонажи (в этом, но не только,
фильме) в той или иной степени алкоголики, то все его женские персонажи (в
этом, но не только, фильме) – в той или иной степени одиноки. Мужские,
опять-таки, тоже, но у них есть спасение – означенный алкоголь. Женщинам
сложнее. Поэтому мужские персонажи «Опавших листьев», скорее, комичны, а женские
– скорее, трагичны.
И вот двое таких людей находят друг друга (их любовные диалоги уморительны,
в особенности с учётом того, что всё это произносится ими с крайне серьёзными
лицами), и тут начинается главный конфликт «Опавших листьев». У женщины не
очень хорошие отношения с алкоголем – от алкоголизма умерли её отец и брат. У
мужчины (великолепный Мартти Суосало) очень хорошие отношения с алкоголем, он
не готов расставаться с ним ради этой женщины. Но к женщине его тоже тянет.
Оставим интригу звенеть на этой высочайшей ноте. Кто же победит, любовь или
алкоголь? Или, что маловероятно, может быть, они смогут как-то договориться и
объединить усилия?
Как не писал только ленивый, «Опавшие листья» - фильм, полный надежды. Если,
по вашему мнению, в мире вокруг и в вашей конкретной частной жизни не осталось
ровным счётом ничего приятного, если вас тошнит от слов «всё будет хорошо», а
третья мировая вот-вот постучится в вашу дверь с предложением поговорить о боге,
посмотрите это кино.
Или выпейте и идите петь в караоке. Или совместите. И где-то в глубине
самого длинного тоннеля в далёких Альпах какой-нибудь не слишком трезвый шахтёр
зажжёт одну маленькую спичку.
Комментариев нет:
Отправить комментарий