суббота, 20 ноября 2021 г.

Возвращение Бет, или Три в одном

 

Возвращение Бет, или Три в одном

(«Прошлой ночью в Сохо», реж. Эдгар Райт, Великобритания, 116 мин.)

 П.И.Филимонов

Наверное, никто из нас в жизни не любит, когда его обманывают. Это неприятно эмоционально даже когда мы видим, что нас обманывают, а так, как мне кажется, происходит в восьми случаях из десяти. Когда же им удаётся нас обмануть, это становится неприятным вдвойне. И плюс к этому может произойти ещё какая-нибудь дополнительная неприятность для нашего благополучия, чего мы всегда очень избегаем. Слово "неприятно", использованное шестнадцать раз за предыдущие три предложения, должно объяснить моё отношение к обману в жизни. 



Но вот, не знаю, как вы, а обманки в искусстве я очень люблю. Мне кажется, умение автора обманывать мои, в данном случае, зрительские, ожидания можно поставить только ему, автору, в заслугу. Плодовитый Эдгар Райт снял «Прошлой ночью в Сохо», фильм, который сначала недолго прикидывается драмой взросления, потом долго прикидывается арт-хаусным фильмом ужасов, чтобы в конце скинуть с себя все оболочки и обернуться хорошим английским детективом. И это совлечение покровов добавляет удовольствия.

Элоиза Тёрнер (в исполнении прекрасной Томасин Маккензи, которую вы могли видеть, например, в «Кролике Джоджо») приезжает в Лондон учиться в школе моды. Общество лондонских мажоров и мажорок традиционно не принимает талантливую девушку из провинции, и зритель уже думает, что кино будет про то, как, несмотря на это всё, она пробьёт себе дорогу, но тут происходит первое превращение. Однажды ночью Элоиза видит сон, в котором она как бы переселяется в тело известной в шестидесятые годы в узких кругах клубной певички Сэнди (которую играет Аня Тэйлор-Джой, то есть, Бет из «Хода королевы», то есть, непонятно, какая из двух девушек красивее, и прелести фильму добавляет ещё и это, ты сидишь и пытаешься решить, кто же из них тебе нравится больше), и с ними обеими начинают происходить странные вещи.

Довольно долго фильм ужасов кажется окончательным жанром этого фильма, причём не банальный фильм ужасов со струпьями и отрубленными головами, а чуть более изысканный, где, кажется, всё можно будет рационально объяснить медленным схождением главгероини с ума (отчего её галлюцинации не представляются менее страшными). Но потом происходит ещё один твист.

И всё это достаточно динамично, атмосферно – за атмосферу отвечает как раз часть с Аней Тейлор-Джой, это шестидесятые с их свингующим ритмом, когда ещё пока никто не знает о вреде алкоголя и наркотиков, а даже если и знают, ни в коем случае на него не заморачиваются, в мире царит радость и какое-то постоянное околотрипозное состояние, которым тоже можно объяснить всё, что происходит с Элоизой.

Ну а дальше – динамичная и не слишком предсказуемая развязка. И при всём этом перетекании из одного в другое фильм не выглядит эклектичным, швов между жанрами не видно, Райт хорошо постарался заделать их, спрятать их под розовым шифоном и голосом Петулы Кларк. Это праздник, но не бессмысленный и беспощадный, а какой-то типично английский праздник с языком в щеке (как неуклюже выглядят дословно переводимые идиомы), с фигой в кармане, с сединою на висках (нет). В отличие от других фильмов Райта, этот – нетипично английский, или вообще не английский, или что мы вообще знаем об Англии, она, очень может быть, и такая тоже, ну или была такой в шестидесятых, а иначе бы откуда взялась вся музыка, вся психоделика, вся печаль.


    

Комментариев нет:

Отправить комментарий