вторник, 14 января 2020 г.

Бог есть любовь (и иногда убийство)


Бог есть любовь (и иногда убийство)
(«Рай Марии», реж. Заида Бергрот, Финляндия-Эстония, 110 мин.)
П.И.Филимонов

Любите ли вы изучать тоталитарные секты так, как люблю их изучать я? Финский режиссёр Заида Бергрот, кажется, любит. Во всяком случае, она открыла для меня новых исторически достоверных деятелей этого незакрывающегося фронта – финскую проповедницу Марию Окерблом и её сторонников.

В 1917 году Марии, тогда 12-летней девочке, во сне явился то ли ангел (по данным фильма), то ли сам лично господь-вседержитель (так пишет Википедия) и, как водится, рассказал, как им обустроить Финляндию, а заодно уж и весь мир. Мария стала проповедовать во сне – то есть, натурально, она как будто бы спала, и что-то оттуда – из страны сновидений – кричала оставшимся на этом берегу. Долго ли, коротко ли, но Мария, ясное дело, обросла поклонниками, все они поселились на, видимо, кем-то пожертвованной вилле недалеко от города Коккола и стали жить дружной и праведной коммуной. В надежде вскорости перебраться в землю обетованную, поближе к Иерусалиму, чтобы наступило уж окончательное благолепие. Так, во всяком случае, обещала им Мария.



Понятно, что до этого дело не дошло. А почему не дошло – об этом как раз и рассказывает фильм Заиды Бергрот, в очередной раз вскрывающий анатомию подобных сект – и вообще, наверное, любого тоталитарного движения. Отчего-то часть наших с вами соплеменников, собратьев, так сказать, по биологическому роду, устроена так, что им непременно нужно, чтобы ими кто-то командовал. Кто-то либо страшный, как бывает обычно в случае политических объединений, либо с потусторонними замашками. И чем он безумнее, тем им, очевидно, лучше. И этого командира тоже можно понять. Власть над людьми, говорят, пьянит и дурманит. Он – или, в данном случае, она – видит, что все её выходки остаются безнаказанными, и ударяется совершенно во все тяжкие, чуть ли не прямым текстом веля своим адептам убивать во имя божье. И ни у кого, ни у единого члена так называемого «Движения Окерблом» не возникает при этом никаких вопросов. Что там, в каких там они священных книгах читали о каком там милосердии – что вы. Пророчица сказала порешить, значит, порешить. Уж в священных-то книгах она лучше разбирается, чем они, грешные. Да зачем ей и книги-то вообще, она вон по ночам лично с Иисусом тусит.

По законам драматургии, но не всегда жизни, в секте находятся люди, которые, с развитием всяческих неприятных для них самих или их близких событий, постепенно прозревают и пытаются как-то с бесноватой пророчицей бороться. Притом не только с ней, но и со своей до того момента неколебимой верой в неё. Что сложнее, потому что, как пел один кореец, «ночь сильней, её власть велика».

В фильме «Рай Марии» условный здравый смысл всё-таки одерживает верх, сюжет – и это тоже исторически достоверно – сворачивает к относительному хэппи-энду. Но ценен этот фильм не этим. Ценен он тем, что на очень наглядном материале показывает нам, что в делах отдания себя на послушание силам тьмы и безумия воистину нет ни эллина, ни иудея. И это свойственно не только пассионарным и алогичным русским парням и девушкам (допустим), но и вполне, казалось бы, расчётливым и хладнокровным финнам. Что, в свою очередь, наталкивает на мысли о загадочной финской душе и заодно о том, почему этот морок в реальной жизни, в отличие от кинематографа, например, неистребим. Вон взять хотя бы организацию «Родители Эстонии». Извините, увлёкся.  




Комментариев нет:

Отправить комментарий