понедельник, 6 января 2020 г.

Война мимими


Война мимими
(«Кролик Джоджо», реж. Тайка Вайтити, США, 108 мин.)

П.И.Филимонов

Новозеландский актёр и режиссёр Тайка Вайтити своим фильмом «Кролик Джоджо» показывает нам достаточно простую, но редко доходящую до нашего понимания вещь. Фильмы про войну можно снимать самые разные. Это не обязательно должно быть про пот, кровь и слёзы. Это необязательно должно быть про подвиг народа и пионеров-героев. Это необязательно должно быть про металлический голос Левитана и жутковато тикающие минутой молчания часы. Это может быть и фильм про любовь, про становление маленького человека, про его избавление от ксенофобской пропагандистской плесени, разъедающей его мозги до такой степени, что воображаемым другом мальчика Йоханнеса по прозвищу Джоджо становится сам Адольф Гитлер.



Хотя в «Кролике Джоджо» и убивают  – особенно этим почему-то занимается Советская армия, на всякий случай расстреливающая всех, на ком по разным причинам оказывается немецкий мундир. И вешают, уже нацистские органы безопасности, тут всё укладывается в ту пропагандистскую картину, к которой уже мы привыкли с детства. Правда, непонятным остаётся, на что живут Джоджо и Эльза с момента гибели его мамы. Откуда они банально берут продукты? Но, видимо, Тайка Вайтити слишком рвался донести до зрителя очевидное, хотя от этого не менее милое высказывание, которое он, собственно, и делает этим фильмом, и на частности не заморачивался.

А высказывание это сводится, по сути, к тому, что для нормального, неокончательно испорченного пропагандой организма, чтобы излечиться от ксенофобии, достаточно просто поплотнее столкнуться с её объектом. Всего-то и надо маленькому Кролику, что обнаружить у себя дома симпатичную еврейку без рогов и копыт, чтобы усилия нацистской пропаганды оказались тщетными.

И пусть это, несомненно, очень наивный посыл, пусть в реальности эти вещи работают  чуть-чуть посложнее, от фильма остаётся очень приятное ощущение, какое-то светлое и здоровое, позволяющее надеяться на его терапевтическое воздействие на тех людей, которые в первой трети двадцать первого века продолжают всерьёз разделять людей по национальному, расовому или любому другому принципу, кроме их убеждений и высказываний.

Боюсь только, что фильм «Кролик Джоджо» стреляет слегка мимо своей целевой аудитории. Потому что те, кто его посмотрит, и так всё это знают. А те, кто считает, что сатира над Гитлером – нормально, а, например, фильм «Смерть Сталина» - это попрание скреп и выжигание купленным американским напалмом особенного русского пути, пожалуй, «Кролика Джоджо» смотреть не будут. С другой стороны, Тайка Вайтити не обязан об этом заботиться. Как и большая часть режиссёров мира, он снял художественное произведение, а как уж там его слово отзовётся, ему, как и большинству режиссёров мира, предугадать не дано.

Да и нам никто не мешает сто восемь минут побыть наивными и совсем чуть-чуть поверить в изначально заложенную доброту человека.       



Комментариев нет:

Отправить комментарий