пятница, 20 сентября 2019 г.

Эстонская кинематографическая Нокия


Эстонская кинематографическая Нокия
(«Единорог», реж. Райн Ранну, Эстония, 107 мин.)


П.И.Филимонов

Некоторое время назад эстонское общество было чрезвычайно озабочено поисками так называемой эстонской «Нокии», то есть чего-то такого, благодаря чему Эстонию в положительном ключе узнал бы весь мир и больше бы никогда не путал ни с какими другими соседними странами. «Нокией» этот гипотетический макгаффин назывался по аналогии с соседней Финляндией, которая благодаря этому телефону такого стабильного репутационного узнавания, по мнению наших людей, добилась.

Прошло время. В Эстонии разработали и продали «Скайп». Телефон «Нокия» умер естественной смертью, что, надо сказать, Финляндию не слишком обеспокоило, да и вообще как-то перестали об этом говорить, на дворе другое время, другие нравы. На дворе эпоха старт-апов и мобильных приложений, столь неуклюже звучащих по-русски и столь мило - по-эстонски. Есть в слове äpp“, согласитесь, какая-то нежная прелесть.



Впрочем, для героев старт-ап комедии Райна Ранну «Единорог», особенно для персонажа Хенрика Кальмета, так же мило звучат английские слова, с бесконечной обильностью вкрапляемые ими в эстонскую речь. Да, это совсем другой мир даже по сравнению с началом нулевых, да что там с началом нулевых, это реальность, существующая несколько параллельно главенствующей сейчас политико-социальной парадигме, реальность, где никого не заботит погружение национальных традиций и языка в состояние искусственной медикаментозной комы с целью их охраны, где русские говорят с эстонцами по-английски, где среди наёмных работников старт-ап компании, кажется, местных-то и нет вовсе. Это, помимо всего прочего, ещё и антиэкреитский фильм.

Но это в нём совсем не главное. Это фильм, и тут можно согласиться с его авторами, действительно нового жанра, во всяком случае, я такого ещё не видел. Это комедия про бизнес. Про старт-апы, в частности, но и про бизнес в более широком смысле слова. Комедия на самом деле смешная, без скидок на национальный продукт и первый блин. После её просмотра становятся понятными многие до того запредельные термины из мира капитала и жёлтого дьявола, и начинает казаться, что жизнь у них там протекает так, как в «Единороге» и показано – весело, быстро и легко. Даже если тяжело.

Не знаю, возможно, если этот фильм посмотрит человек, который больше моего понимает во всех этих венчурных инвесторах и хедж-фондах, то этот человек раскритикует «Единорога» по самое не могу, но мне кино понравилось. Понравилось весёлым взглядом на ту Эстонию, в которой лично я очень хотел бы жить. Понравилось тем, что его главные персонажи списаны с людей, с которыми каждый из нас знаком лично не через шесть, а через гораздо меньшее количество рукопожатий. И понравилось своим юмором. Не знаю, насколько глубоко режиссёр фильма Райн Ранну погружён в тему, почему-то думаю, что не очень глубоко, но сам факт того, что про скучный для меня мир бизнеса и финансов можно сделать смешную комедию – очень приятно радует. От «Единорога» прямо веет свежестью. Такого в нашем – и очень сильно искушение сказать, что и не только в нашем – кинематографе ещё не было.     



Комментариев нет:

Отправить комментарий