пятница, 19 июля 2019 г.

К чему может привести неосторожное слово


К чему может привести неосторожное слово
(«Паразиты», реж. Пон Чжун Хо, Южная Корея, 132 мин.)


П.И.Филимонов

Всё-таки приятно, что наши прокатчики не первый год работают настолько оперативно. Только в мае фильм получает Золотую пальмовую ветвь, а уже летом он, как правило, демонстрируется в наших кинотеатрах. И мы можем своими собственными глазами оценить выбор каннского жюри.
«Паразиты» великолепны и выверенны. Кажется, что в фильме нет ничего лишнего, вообще ничего. Пон Чжун Хо с самого начала знал, к чему ведёт и привёл себя и нас туда максимально живописным путём. Тут важна именно не краткость этой дороги, а её живописность, стремление проводника показать нам на этой тропе несколько попадающихся по пути красивых мест. Время, затраченное на перемещение, они не сильно удлинят, зато впечатление окажется полнее и многограннее.



«Паразиты» начинаются как бытовая плутовская комедия, а заканчиваются чуть ли не слэшером. При этом нельзя сказать, что переход этот как-то нелогичен и неоправдан. Логика фильма абсурдна, но в этой своей абсурдности она безупречна. Если одна семья поступает таким образом, что, по очереди нанимаясь на работу в богатый дом, скрывает свои родственные связи, то почему другая семья не могла пойти ещё дальше? Если бывают люди, которых паразитами называют фигурально, почему бы не предположить, что бывают и люди-паразиты в самом прямом биологическом смысле слова? Если вам сказать, что вы пахнете тухлым редисом, вам понравится? Вот и господину Киму предсказуемо не понравилось. И в рамках пугающей системы блоков и противоходов, выстроенной Пон Чжун Хо в этом фильме, всё и разрешается так, как разрешается.
Фильм Пон Чжун Хо чем-то отдалённо напоминает некоторые фильмы Такеши Миике, а чем-то – «Боргмана» Алекса ван Вармердама, но без безбашенности первого и мистики второго. Зло есть в каждом из нас и зло, по всей видимости, неистребимо, и, более того, оно значительно привлекательнее добра, хотя бы с точки зрения искусства и темы для эстетического высказывания. Хотя искать мораль в подобных фильмах – дело уж точно не наше, пусть этим занимается кто-нибудь ещё, кому это интересно.
Наше же дело – тщательно обследовать все необследованные помещения собственного дома на предмет возможного обнаружения там неучтённых жильцов. И постараться запомнить, что никогда не надо говорить человеку, что он дурно пахнет. Даже за глаза не говорить о нём такого. Потому что мало ли – он всегда может лежать под столом и подслушивать.
«Паразиты» прекрасны своей изобретательностью, пугающим правдоподобием и, в отличие от многих других азиатских фильмов, по-западному выстроенным сюжетом, за которым просто следить. Пон Чжун Хо, к счастью для неискушённого европейского зрителя, не прибегает к каким-нибудь там буддийским умолчаниям или дзэн-перескокам. Никаких тебе коанов, каждое следующее событие вытекает из предыдущего. И вместе с тем, и несмотря на значительное количество кровищи в конце, фильм оставляет впечатление насквозь ироничного, там и в прямом смысле много смешного, кажется, что Пон Чжун Хо даже во время достаточно неожиданной развязки всё равно держит фигу в кармане и немножко нас, своих зрителей, надувает, что ли. И это тот случай, когда быть обманутым приятно.



Комментариев нет:

Отправить комментарий