вторник, 2 апреля 2019 г.

Чёрно-белая лаконичность


Чёрно-белая лаконичность
(«Скандинавское безмолвие», реж. Мартти Хельде, Эстония, 75 мин.)
П.И.Филимонов

Новый отечественный фильм получился камерным, но при этом не арт-хаусным. Не арт-хаусным в том представлении, которое, кажется, обычно превалирует в головах отечественных кинематографистов, когда они строят планы забабахать за маленькие деньги, из говна, как говорится, и палок новый фильм. Чтобы было красиво и пронзительно, и ничего не понятно, на фоне модной, но при этом непременно гитарной музычки. Смотрите почти любой фильм Вейко Ыунпуу, которого все так любят, а мы как-то не слишком. Дело, конечно, не в нём, дело в нас.




У Мартти Хельде получилось внятное высказывание. Понятно, о чём это. Это о семейном насилии, о сексуальных преступлениях, о том, какое разрушающее и непоправимое воздействие оказывают они на человека до конца его дней. Как в любом нормальном произведении искусства Хельде ставит вопросы и не обязан на них отвечать. В общем, то, как это снято, тоже понятно. Длинные однообразные планы, чёрно-белое цветовое решение, почти постоянная электроника от Мика Педая на фоне. Длинные, супердлинные монологи героев, словно бы обращённые к собеседнику, а словно бы и нет. Из которых сначала ничего не понятно, а потом вырисовывается картина.

Из недавнего интервью режиссёра понятно, что одной из главных мучавших его проблем при съёмках «Скандинавского безмолвия» был недостаток средств. И это тоже понятно, это, видимо, главная проблема кинематографа маленьких стран, с которой каждый из снимающих справляется по-своему. Хельде, в конечном итоге, решил эту проблему тоже довольно элегантно, минимизировав в этом фильме вообще всё, включая хронометраж.

На выходе мы имеем достаточно любопытную поделку, вполне заслуживающую рассмотрения. И рекламная кампания к этому фильму как-то тоже на удивление адекватна, и про неё нельзя сказать, как про некоторые другие акции в поддержку некоторых других отечественных фильмов, что «разбег на рубль, удар на копейку». В общем, если не ожидать от «Скандинавского безмолвия» чего-то прям судьбоносного и градообразующего, то вполне можно получить удовольствие. Правда, сложно сказать, какого плана удовольствие. Может быть, на кого-то эта картина воздействует эмоционально, очевидно, это связано с наличием или отсутствием личного опыта по теме исследования. Во всяком случае, нейтрально настроенного зрителя она эмоционально зацепить как-то не успевает. Интеллектуально она тоже не сказать, что вызывает бурю вопросов с желанием покопаться в собственных представлениях об ответах на них. Скорее именно что с интересом смотришь, как режиссёр усердно и до конца следует самим же собой установленным правилам. И это только одна из версий, что вынуждает его к этому банальное отсутствие бабла на фильм. Всё может быть, может, это сознательная концепция, которую он сам для себя выработал, а потом сам же для себя и придерживался. В любом случае, вот именно этим интересно «Скандинавское безмолвие», именно за этим там интересно наблюдать. При том, что это не первый фильм Мартти Хельде, местами он всё-таки кажется ученической короткометражкой очень многообещающего студента. То есть, пока всё-таки потенциал автора ощущается слегка больше, чем кинетика, или какой там есть антоним к слову «потенциал». Надеюсь, что это пока.


Комментариев нет:

Отправить комментарий