среда, 17 апреля 2019 г.

Клуб жертв педофилии


Клуб жертв педофилии
(«По воле божией», реж. Франсуа Озон, Франция-Бельгия, 137 мин.)
П.И.Филимонов
Новый фильм Озона – совсем не озоновское какое-то кино. Фильм снят по подлинной истории, которая понятно чем захватила режиссёра. Священники католической церкви, пойманные на педофилии, пострадавшие от них мальчики – эта тема в последнее время прилично будоражит умы, все мы помним те или иные сообщения вокруг подобных историй. Тема, в принципе, настолько же понятная, насколько и деликатная. При прочих равных условиях, например, негативный отзыв о подобном фильме может вызвать обязательные вопросы. Это что-то вроде мёртвых, либо хорошо, либо никак. Но это тоже неправильно, мы же обсуждаем не бедных пострадавших детей и не этическую проблему католической церкви, с которыми всё предельно ясно, а конкретное произведение искусства.



В этом смысле из истории, заинтересовавшей Озона, можно было сделать очень разные вещи. Можно было снять педофилическую драму с уклоном в поломатые жизни всех сторон конфликта и провокационностью визуального ряда. Можно было сделать что-нибудь очень концептуальное, сработать на парадоксе, например, показать, что, несмотря на всё то, что он проделывал с мальчиками, главный отрицательный герой фильма, отец Прейна, продолжал оставаться в душе тонким, ранимым и возвышенным человеком. Можно было снять религиозную историю, о том, как люди теряют / вариант – не теряют/ веру из-за того, что с ними сделал священник в детстве.
Озон попытался пойти всеми предложенными выше дорогами одновременно. И у него не слишком получилось. В итоге мы видим довольно странное кино, которое бросает из жанра в жанр на всём его протяжении. Только ты привыкаешь к довольно размеренной пусть скучной, но зато понятно куда идущей эпистолярной драме (инкорпорация этого жанра в кинематограф особенно удивительна), как он смещает акценты, и начинает, как будто совсем с ноля, преподносить нам своего рода бадди-историю о дружбе, возникшей в результате аналогичных перенесённых в детстве унизительных воспоминаний. На короткое время Озона заносит в уже упомянутую религиозную историю о том, почему в результате подобных переживаний можно потерять религию, а можно и не потерять, и снова выносит в судебную based-on-true-life драму. Слово «драма», пожалуй, остаётся ключевым на всём протяжении фильма, это может быть драма с различными оттенками, поджанрами и под-поджанрами, но драмой она не перестаёт быть никогда, что, в общем-то, учитывая нелёгкую тему, понятно.
Даже главный герой у Озона нестабилен. В первой трети фильма это Алексанлр (Мельвиль Пупо), первым заваривший всю эту кашу с обвинениями отца Прейна. Только мы к нему привыкаем, как  бремя главного героя берёт на себя Франсуа (Деми Меноше), организатор общества пострадавших. У него эстафетную палочку так же плавно забирает Эммануэль (Сванн Арло), самый, на мой взгляд, из персонажей фильма запоминающийся, в основном за счёт своих болезненных реакций.
Так оно всё сумбурно и продолжается. Так и не смог, кажется, Озон решить, как эту историю зрителю подавать. В итоге он просто поведал нам факт о том, что был во Франции священник-педофил, и были дети, к которым он приставал. И это плохо. С чем мы, конечно, не спорим. Но мощного произведения искусства из этой печальной констатации, увы, не получилось.      



Комментариев нет:

Отправить комментарий