пятница, 20 апреля 2018 г.

Развесёлый анекдотец




Развесёлый анекдотец («Португалия», Реж. Лаури Лагле, Эстония, 110 мин.)

П.И. Филимонов

До безобразия много существует фильмов про кризис среднего возраста. Вот до хрена просто. Понятное дело, каждый режиссёр через это проходит. Точнее, не каждый, наверное, но каждый, кто проходит, видимо, стремится это потом – или в процессе, как кто привык – запечатлеть. Фильмы эти, как правило, достаточно похожи друг на друга, но парадоксальным образом все довольно смотрибельны. Примерно в девяноста девяти процентах из них с главным героем, человеком какой-нибудь творческой или околотворческой профессии, вдруг начинает происходить всякая непонятная штука. Он как будто бы совершает всякие нерациональные поступки, залезает одетым в воду, выкрикивает вслух свой возраст, как будто его кто-то спрашивает, волочится за несовершеннолетними дочерями соседей по лестничной клетке. Но нерациональность эта объясняется не сезонным обострением какой-нибудь интересной болезни, а метаниями его тонко организованной души. Кончаются такие фильмы плохо, либо ничем, потому что подобные штопоры и пике в нормальной человеческой жизни ни к чему хорошему привести не могут, что понимают и означенные режиссёры. История однообразная, но с мужской точки зрения понятная, потому что теоретически ты мог бы такое видеть в жизни, либо, в самом худшем случае, испытать сам.



Фильм Лаури Лагле «Португалия» выделяется в этом однообразном ряде резко. Это фильм о кризисе среднего возраста у женщины. Я не уверен, что такое явление существует и описано в психологии, но утверждать обратное было бы гнусной сексистской инсинуацией. А мы же не такие. Так что будем считать именно так. Почему режиссёр-мужчина Лаури Лагле выбрал именно это темой своего повествования, сказать может только он сам, но получилось, как минимум, оригинально. И Миртель Похла играет вcе те психологические коллапсы, которые переживает её героиня, вполне убедительно. Она вдруг начинает беспочвенно подозревать мужа в изменах, врать родственникам и знакомым, без повода устремляться в непонятные загулы. В итоге она, конечно, теряет работу, переживает сильный кризис семейных отношений и отправляется –  но тут нужно сделать многозначительную паузу и упомянуть ещё одну аналогию.

Почему-то с самого начала фильма, когда Карина (героиня Похла) рассказывает родственникам о планируемой поездке «не то в Хорватию, не то в Португалию», как-то сразу становится ясно, что никуда она не поедет. Почему-то в этот момент вспоминаются строки Егора Летова про «развесёлый анекдотец о том, как Свидригайлов собирался в Америку», и цитата эта так до конца фильма из головы и не уходит. Ничего настолько ужасного, как вояж Свидригайлова в Америку, с Кариной, правда, не происходит, но то, чему мы становимся свидетелями, тоже не романтическо-цветочная мелодрама. Не будем выдавать подробностей, но жизнь однозначно идёт под откос, причём с ведома и санкции самой героини. Ни в какую Португалию она, разумеется, не попадает, ограничивается старым трейлером на берегу моря непонятно в какой части Эстонии.
Хэппи-энда в таком кино ждать не приходится, и его логичным образом  не происходит. Если вы ходите в кино исключительно с целью развлечься и получить хорошее настроение, фильм «Португалия» явно не для вас. Это фильм, смотреть который достаточно неприятно, честно говоря. При этом ты понимаешь, что это неприятное чувство здесь совершенно оправдано, что именно так и должно быть, что оно тут очень даже к месту, и что по-другому в данной конкретной ситуации никак. Человек ищет своё место в жизни, неужели это может происходить легко и непринуждённо? Демонический Таави Ээльмаа в роли очередного загадочного эстонского хуторянина, которые ему так хорошо удаются – разве не логично от такого персонажа ожидать какого-нибудь подвоха, чего-нибудь неожиданного, жестокого, от чего всё, что было плохо до этого, станет ещё хуже?

Другие люди по подобным поводам вопрошали Русь-тройку, куда, мол, она несётся. Мне кажется, что дело тут даже не в определении направления. Тем более, что оно тут и определено. Куда-куда, в Португалию, понятно. Важнее для Лаури Лагле ответить на вопрос, зачем. Зачем несёшься?  Какого, собственно? И вот найти ответ на этот вопрос было бы в контексте этого фильма гораздо актуальнее.



Комментариев нет:

Отправить комментарий