понедельник, 8 февраля 2016 г.


Путешествие в Икстлан 2.0

P.I. Filimonov

Много ли вы знаете о колумбийском кино? Много ли вы знаете о джунглях Амазонии? Много ли вы знаете о Карлосе Кастанеде и друге его дон Хуане? Много ли вы знаете о волшебном ритуале айяхуаска?




Как бы вы ни ответили на поставленные выше вопросы, у меня для вас хорошие новости. В кинотеатре «Сыпрус» пока ещё демонстрируется чудный фильм «Объятие змея», выдвинутый в этом году на получение Оскара в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Фильм этот может как ответить на некоторые из ваших вопросов – если вы ответили на мои отрицательно, так и задать новые – если на мои вопросы вы ответили положительно. В некотором роде это такой фильм-матрёшка. Ты открываешь его, а оттуда лезет новый. Открываешь и новый, а там виднеется следующий, ещё меньше. И так далее.

Фильм колумбийского режиссёра Чиро Герры «Объятие змея» проще посмотреть, чем пересказать. Точнее, в пересказе он выглядит предельно скучно и лаконично. Фильм повествует о двух путешествиях, немца и американца, по джунглям Южной Америки, совершённым в два разных исторических периода. Объединяет эти два путешествия фигура проводника Карамакате, шамана и вообще последнего из могикан (в том смысле, что он действительно последний оставшийся в живых представитель своего племени, не могикан, разумеется) плюс загадочное и сакральное растение якруна, которое ищут оба путешественника. Ищут с разными целями. Причём оба находят. С разными исходами.

Вот и вся фабула. Но в хорошем кино дело никогда не было в фабуле. Я никогда не любил умные разговоры псевдобогемных клочковатых юношей о Кастанеде, пейоте, мескалине и прочих прелестях латиноамериканского быта, ведущиеся ими, главным образом, для привлечения таких же псевдобогемных золотушных девочек в полосатых чулочках. Я бы сажал этих юношей и девушек в кресла и в приказном порядке показывал бы им «Объятие змея». Хотя бы потому что в фильме есть один момент – ну, для меня он был чётким, как щелчок глиняного пулемёта Пустоты – когда ты на несколько минут выпадаешь из действительности. Вот просто не понимаешь, ты проспал последние сорок минут или нет, и что это такое тебе показывают, и почему всё вдруг совсем по-другому? Безо всяких расширяющих сознание средств, заметьте. Не считая кинематографа, разумеется.


Используя пафосный профессиональный жаргон тех же юношей и девушек, можно сказать, что фильм - о познании себя и о путешествии в глубины собственного существа. При этом снят он так, что тот самый пафос и голубой глаз расплываются в умелых руках оператора, грубо говоря, нам показывают постмодернистского, ироничного, где-то даже хипстерского дон Хуана. Есть огромный риск, намекает нам Чиро Герра, погрузившись в себя и изрядно там поблуждав, обнаружить совсем не то, на что ты рассчитывал. А то и вообще не обнаружить ничего. А на поверхность уже никак. Это билет в один конец. Вот и сиди потом, и думай, как жить дальше.  Совы, как говорилось в другом фильме, не то, чем они кажутся.
На вопрос, насколько реальным является превращение в обезьяну, каждый сможет ответить для себя сам, посмотрев «Объятие змея». Ответы, я полагаю, будут самыми разными, и, только рассматриваемые вместе, смогут дать сколько-нибудь внятную картину происходящего на экране, картину того, как, а главное, зачем это снималось.

Гарантирую, что это один тех фильмов, которые не скоро вас отпустят. Вне зависимости от того, понравится он вам или нет. А разве не это – цель наших бесконечных походов в кинотеатры?

А якруна сама по себе – дело десятое. 



P.S. 
Этим текстом мы начинаем блог о хорошем кино, которое показывают в Эстонии. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий