Длинные проходы
параллельно трамвайным рельсам («Мой папа»/“Mo papa“, реж.
Ээва Мяги, Эстония, 88 мин.)
П.И.Филимонов
Надо полагать, что это вторая
часть дилогии Ээвы Мяги, после её же фильма «Моя мама» 2023 года. Как и положено
в модных постпостовых дилогиях, второй фильм никак с первым не связан вообще,
кроме идеологических и неясных ассоциаций в голове режиссёра. Как ни странно,
фильм производит значительное впечатление, несмотря на то, что вроде бы как
будто не должен. Это в нём самое интересное.
Из интервью и прочих источников
известно, что «Мой папа» снимался без сценария. Ээва Мяги типа приходила на
съёмочную площадку и говорила, что сегодня она чувствует вот так-то, а завтра
вот эдак-то. Совсем как Годар в недавнем оммаже Линклейтера. Учимся у лучших,
что похвально. Уж не знаю, была ли у
режиссёрки в голове та история, которая получилась на выходе, или просто так
сложилось в результате всех этих её настроений, но сюжет у фильма получился
довольно внятный, несмотря на некоторую сумятицу персонажей и характеров.
Молодой мужчина Эуген Луми
выходит из тюрьмы, куда, как мы узнаём окольными путями, он угодил за причинение
смерти по неосторожности своему младшему брату с мамой. Подробностей нам не разглашают,
но ситуация, конечно, не самая приятная.
У персонажа Ярмо
Реха на свободе осталось два сомнительных друга, которые были с ним со времён
не то интерната, не то детдома, его отчуждённый и ушедший в себя папа и
какие-то непонятные подельники, которые, что бы вы думали, тут же хотят вернуть
его на стезю порока и не дать ему очиститься и стать новым гражданином
эстонского общества.
Дальше Эуген начинает ходить и
ездить. Он ходит по узнаваемым локациям Таллинна, он много ездит в трамваях, он
много передвигается параллельно едущим трамваям. Со сложным выражением на лице.
Иногда до кучи курит. Иногда орёт. Это его сложное выражение лица – вкупе с не
менее сложной причёской (осталось непонятным, то ли это просто артист так
стрижётся в реальной жизни, и режиссёрка решила ничего не менять, то ли это
тоже как-то призвано раскрывать внутренний мир персонажа) – должны нам
показывать все душевные муки и метания, терзающие молодого человека. Он хочет обрести
себя, хочет вписаться и хочет построить нормальные отношения с друзьями и с
отцом, а тёмное прошлое тянет его назад.
Это примерно всё, что в фильме
понятно. Хотя, с другой стороны, непонятного там почти ничего и нет, разве что
очень странная сцена в зоопарке или в каком-то ботаническом саду, которую,
впрочем, нам вскоре разъясняют, пусть понятней и не становится.
И вот удивительное дело – из всех
этих хождений, пробежек, перекуров, поездок в трамваях на сложных щах, тем не
менее, рождается что-то общее, какое-то впечатление. Я бы даже рискнул назвать
это импрессионистическим кино. Впечатление, понятно, тяжёлое и не очень внятное
– но тут уж какие Бермуды, такие треугольники.

Комментариев нет:
Отправить комментарий