Синдром второго года
(«Свободные средства»/“Vaba raha“, реж. Райн Ранну, Эстония, 105 мин.)
П.И.Филимонов
В спорте существует такой термин, как «синдром второго года». Это когда громко
стрельнувший дебютант команды в каком-нибудь игровом виде спорта сталкивается с
тем, что игроки соперников приноравливаются к его игровой манере и
особенностям, и удивлять их свежестью и новизной уже не получается, его «закрывают»,
«съедают», и второй сезон получается далеко не таким ярким, как первый. В музыке
подобная же штука известна под названием «синдром второго альбома» - то же
самое, первый альбом нового музыканта бьёт по новым клеточкам в окончаниях
слуховых нервов меломанов, может даже возникнуть вау-эффект, но уже вторая
пластинка, если музыкант не извернётся и не придумает чего-либо радикально отличного,
такого ажиотажа не вызовет. Эффект привыкания, сливания с массой и так далее.
Я в курсе, что «Свободные средства» - не второй, и даже не третий фильм
режиссёра Райна Ранну. Просто он составляет своеобразную дилогию с его пока
лучшим, на мой взгляд, фильмом «Единорог», и в лёгкой и доступной форме
рассказывает зрителям о тонкостях финансового мира. Первый фильм дилогии
(возможно, существующей только в моей голове) пытался рассказать, что такое
стартап, второй посвящён теме криптовалют.
Я скажу сразу, что я не очень в теме. Биткойнов у меня нет, про этериум я
что-то слышал, вот, пожалуй, и всё. Если Райн Ранну ставил себе целью объяснить
мне подобным, как это работает, у него не очень получилось. Если он просто
хотел рассказать интересную и лёгкую историю, не слишком прикручивая туда
мораль, то местами да. Но только местами. Эстонская часть, скорее, получилась,
американская, скорее, нет.
Повествование идёт в нескольких временных пластах и в нескольких, как вы
уже поняли, географических локациях. В Эстонии молодая семья (Мярт Пиус и
Стеффи Пяхн) попадает в трудную финансовую ситуацию, им срочно нужна большая
сумма денег, а взять её неоткуда. И тут муж вспоминает, что когда-то один
эксцентричный американец (Миклош Баньяи, видимо, венгр) расплатился с ним флешкой с каким-то бешеным
количеством биткойнов, в которые тогда, кроме этого самого американца, никто не
верил. И флешка – вот она, на месте, сохранилась через годы-через расстоянья.
Только вот пароль несчастный персонаж Пиуса забыл. И начинаются забавные
попытки вспомнить пароль. И это, на мой взгляд, лучшая ветка фильма.
В Америке в это же самое время тот чувак, который когда-то заплатил Пиусу биткойнами
крутит-вертит и основывает биржу крипты, которая делает его ещё богаче.
Параллельно он влюбляется в ушлую девушку, которая в конечном итоге его кидает.
Это довольно скучная и сумбурная линия, если честно.
Ещё есть история банкира, двенадцатилетний сын которого лучше разбирается в
инвестициях, чем папаша. Иву Ууккиви в роли банкира неплох, там есть несколько,
видимо, каких-то не понятных простым смертным внутренних шуток, вроде того, что
в финансовой инспекции почему-то то и дело отключается электричество, но и
только. Кажется, что Ранну хочет сказать всем взрослым, что традиционные деньги
устарели, а всем детям, чтобы они срочно бросали всё, и занялись криптой. Но
это, конечно, мои старпёрские домыслы.
В какой-то момент главные персонажи разных веток фильма, разумеется,
пересекаются в одном месте, но истории их, тем не менее, от этого не
связываются, а продолжают идти параллельными курсами. В фильме полно камео
самых разных деятелей эстонской культуры, включая самого Ранну, но, к
сожалению, он не становится от этого смешным. В общем, «Единорог» лучше. Но
потенциал у автора, конечно, есть и – кто его знает – вдруг он решится на
финансовую трилогию?
Комментариев нет:
Отправить комментарий