Назывные предложения
(«Большие дети»/ „Quand tu seras grande”, реж.
Эрик Метайер, Андреа Бескон, Франция, 100 мин.)
П.И.Филимонов
Назывное предложение – это такая саморасшифровывающаяся реалия, неполное
предложение, которое исключительно называет или даже просто обозначает какой-то
предмет, явление, существо. Сумерки. Природа. Скрипки голос нежный. Или там –
шёпот. Лёгкое дыханье. Или там – вечная весна в одиночной камере. Никакого
действия внутри себя назывные предложения не предполагают. Никакого преломления
или изменения тоже.
Фильм семейной пары режиссёров Матейер-Бескон как раз и производит
впечатление простого назывного предложения (они бывают нескольких разных типов,
тут речь идёт о простейшем). Есть дети. Дети – цветы жизни. Дети – милые. Детей
трудно переиграть. И есть старики. Старики – милые. Старики – трогательные. Дуб
– дерево. Роза – цветок. Олень – животное. Воробей – птица. Дания – тюрьма.
Смерть неизбежна. Смерть стариков неизбежна и близка. Смерть детей неизбежна и
далека. Это уже не совсем назывные предложения, но всё равно что-то из разряда «мама
мыла раму».
В силу какого-то там где-то ремонта (я не уловил, но это, правда, вот
совершенно не имеет значения) дети примерно третьего-четвёртого класса из
близлежащей школы начинают ходить на обеды в столовую дома престарелых,
расположенного по соседству. Поначалу между двумя старшими групп – классной руководительницей
детей и главным смотрителем дома престарелых - возникает лёгкий конфликт, но
затем конфликт улаживается, и дети завязывают с обитателями дома дружеские
отношения.
Им легко, потому что они в какие-то моменты находятся на одном уровне
развития, а когда у стариков на какое-то время пробуждается память и
самосознание, они на короткие периоды принимают на себя роль наставников и менторов,
и успевают научить детей тому, чему не успевают их научить их в поте лица работающие
родители.
Без конфликтов не обходится, не обходится и без серьёзных драм и даже
трагедий – потому что смерть неизбежна, а, в случае стариков, ещё и близка, но,
по большому счёту, фильм – почти видовой. В нём, по сути, нет внятной истории.
Есть попытка провести линию дружбы мальчика Бриё и старика Ивона в качестве
сюжетообразующего элемента, но доминировать этот мотив начинает лишь в конце.
Так что, если бы я был французским налогоплательщиком, я бы повозмущался по
поводу этого фильма. Налоги мои пошли бы (кричал бы я) в этом случае на то,
чтобы показать мне, как устроена жизнь дома престарелых, что не все из тамошних
обитателей представляют из себя впавшие в маразм овощи, что там ещё возможны и
жизнь, и слёзы, и любовь, как говорилось в одном другом фильме на схожую тематику.
Что мне хотят показать, что дети и старики легко находят общий язык, потому что
они немного похожи, что добрым словом и пистолетом – нет, не то – что доброе
слово и кошке приятно, и так далее.
Я всё это и так знаю. Мне хотелось, чтобы было интересно. Было бы
интересно, я бы, быть может, сопереживал этим старикам чуть больше и проникался
детскими проблемами чуть глубже.
Снять документальный фильм о каком-нибудь французском доме престарелых, как
мне кажется, было бы, с точки зрения данного кино, честнее. Просто обозреть и
назвать. А художественные фильмы – они, по-моему, немножко про другое.
Комментариев нет:
Отправить комментарий