среда, 3 мая 2023 г.

Психоаналитика тудэй

 

Психоаналитика тудэй

(«Все страхи Бо»/ Beau Is Afraid”, реж. Ари Астер, Канада-США-Финляндия, 179 мин.)

П.И.Филимонов

Если вы вдруг не знаете, то Ари Астер – это человек, который подарил нам «Реинкарнацию» и «Солнцестояние», пересобрав, таким образом, традиционный фильм ужасов и дав ему новое дыхание, настолько, что теперь жанр этот снова можно смотреть. И, видимо, после этого Ари Астер справедливо решил, что уже стал культовым режиссёром, и давай себе этот статус поддерживать. Для того, чтобы его поддерживать, если один прекрасный рецепт. Ну, точнее говря, есть много разных вариантов, но путь, которым пошёл Астер, пожалуй, беспроигрышный.




Нужно снимать такое кино, которое полностью понимаешь ты один, как с точки зрения сюжета, так и с точки зрения его необходимости. Нужно вводить в кинематограф какое-нибудь неслыханное пересечение жанров, и создавать на их стыке что-то максимально странное, в котором – в силу твоей культовости – согласится сняться звезда первой величины, известная своей любовью к экспериментированию. Ну, вот, например, Хоакин Феникс.

«Все страхи Бо» с ним в главной роли – это трёхчасовой психоаналитический коллаж, от которого поначалу ещё можно ждать традиционных для Астера сломов канонов и того, что за этими фантасмагорическими событиями вот-вот, да и откроется новое измерение, но примерно к концу первого часа становится понятно, что нет, это точно не фильм ужасов, Астер решил показать, что в более сложное с жанровой точки зрения, психологическое кино он тоже может, и ушёл в какие-то неведомые нам глубины.

Точнее, почему неведомые? На самом деле всё предельно понятно. «Все страхи Бо» - по сути, являются препарированием одного отдельно взятого психоаналитического кейса, где мальчик в далёком детстве был подавлен властной и, видимо, не совсем вменяемой мамашей, в результате чего из него выросло то, что выросло. Большую часть фильма Феникс бегает от разных монстров, порождённых примерно не сном его разума, так толкованием сновидений, да верещит от страха, так что актёрская палитра его в этом фильме не сказать, чтобы отличалась большим разнообразием.

Астер просто берёт и визуализирует кошмары своего Бо. Берёт и с завидной прямолинейностью переносит мир человеческого подсознания на экран. Нужны нам атакующие героя бомжи – пожалуйста. Нужен нам гигантский эрегированный пенис в человеческий рост, из которого, к тому же, вытягиваются какие-то опасные щупальца – да почему нет-то! Всё то, что дедушка Фрейд писал в своих книжках, вытаскивается Астером на экран и визуализируется – причем да, буквально, без каких бы то ни было символизма или метафоризации.

В итоге создаётся довольно своеобразное ощущение, но нельзя не признать, как минимум, что фильм смотрится – и, как обычно у Астера, длительный хронометраж картины пролетает почти незаметно. В отличие от двух предыдущих фильмов режиссёра «Все страхи Бо», видимо, задумывались как произведение не просто играющее на примитивных рефлексах человека, а типа призывающее подумать, достать с полки пыльный томик Фрейда и перечитать его долгими летними вечерами, вплоть до самого солнцестояния.

Не знаю, я точно этого делать не буду, а лучше наберусь терпения и буду ждать новых фильмов Астера, втайне надеясь, что он одумается и вернётся к чистому жанру.   



  

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий