Любовь и портняжное дело
(«Голубой кафтан»/“Le bleu du caftan”, реж. Марьям Тузани, Марокко-Франция-Бельгия-Дания, 122
мин.)
П.И.Филимонов
Как учили нас ещё древние греки, есть масса разных вид любви, из которых
я сейчас почему-то могу вспомнить только агапэ, но там была ещё целая куча, то
ли шесть, то ли семь типов. И кажется довольно очевидным, что иногда они могут уживаться
друг с другом и существовать в одном человеке одновременно, ничуть одна другой
не мешая. Фильм марокканки Марьям Тузани – как раз об этом.
В каком-то марокканском городе, неважно, в каком, живёт портной Халим,
специализирующийся на пошиве кафтанов. В данном случае, кафтан – это такой
длинный женский полуплатье-полубалахон, на всё тело, вы наверняка такие видели
на арабских женщинах. Халим искусен в своём деле, кафтаны получаются у него
красивыми и уникальными, для каждой клиентки он шьёт единственный в своём роде, ну или, как
минимум, в рамках фильма он не повторяется. У Халима есть жена Мина, с которой
он живёт очень давно, и которая больна раком на последней стадии. Жену Халим
любит одной из разновидностей любви, неважно, как она называется, платонической,
признательной, какой-то такой, без всяких элементов страсти, потому что Халим –
гей, а в Марокко, как и в других арабских странах это не слишком
приветствуется, хотя вроде бы напрямую и не репрессируется.
И вот в ателье к Халиму приходит работать молодой ученик-подмастерье Юсеф,
и вот в него-то мастер влюбляется уже другой любовью, как раз страстной, когда
малейшее касание тела вызывает в организме электричество и сознание неотвратимости.
Понимающая Мина какое-то время немного ревнует его, но потом, понимая, что её
дни на земле сочтены, а мужу ещё жить да жить, как бы благословляет его на эту
нежелательную в том обществе связь.
И Халим начинает балансировать, любовь обоих видов расцветает в нём всё
более пышными цветами по мере того, как жена его всё более мучается и всё с
большей очевидностью приближается к смерти.
«Голубой кафтан» - камерное кино, там, по сути почти нет никаких
второстепенных персонажей, история фокусируется на этих трёх людях, при этом
фигура Юсефа – тоже отчасти вспомогательна, декоративна, он нужен немножко как
катализатор, как макгаффин, позволяющей режиссёрке глубже проникнуть во
внутренние миры Халима и Мины.
Потому что в центре внимания – именно эти двое, их отношения, их любовь
друг к другу, любовь, которой можно позавидовать, несмотря на то, что каких бы
то ни было плотских элементов она и лишена. Это, конечно, очень гуманистический
фильм, фильм о том самом лучшем, что скрывается в человеке, во что в 2023 году
всё сложнее верить, а вот Мариам Тузани по-прежнему умудряется это делать.
И человек, разумеется, смертен, а вот любовь – не всегда, смерть человека
далеко не обязательно означает окончание любви к этому человеку. Потому что
остаётся память, остаются символические жесты, остаётся второй (а то и третий,
и ещё какой-нибудь, это необязательно дело двоих) субъект этой любви, остаётся
та вера в человечество, которая есть у авторки этого фильма, которую очень
сложно, с учётом всего происходящего вокруг, разделить, но которой нельзя не
восхищаться.
Комментариев нет:
Отправить комментарий