суббота, 13 мая 2023 г.

Любовь и портняжное дело

 

Любовь и портняжное дело

(«Голубой кафтан»/“Le bleu du caftan, реж. Марьям Тузани, Марокко-Франция-Бельгия-Дания, 122 мин.)

П.И.Филимонов

Как учили нас ещё древние греки, есть масса разных вид любви, из которых я сейчас почему-то могу вспомнить только агапэ, но там была ещё целая куча, то ли шесть, то ли семь типов. И кажется довольно очевидным, что иногда они могут уживаться друг с другом и существовать в одном человеке одновременно, ничуть одна другой не мешая. Фильм марокканки Марьям Тузани – как раз об этом.



В каком-то марокканском городе, неважно, в каком, живёт портной Халим, специализирующийся на пошиве  кафтанов. В данном случае, кафтан – это такой длинный женский полуплатье-полубалахон, на всё тело, вы наверняка такие видели на арабских женщинах. Халим искусен в своём деле, кафтаны получаются у него красивыми и уникальными, для каждой клиентки он шьёт единственный в своём роде, ну или, как минимум, в рамках фильма он не повторяется. У Халима есть жена Мина, с которой он живёт очень давно, и которая больна раком на последней стадии. Жену Халим любит одной из разновидностей любви, неважно, как она называется, платонической, признательной, какой-то такой, без всяких элементов страсти, потому что Халим – гей, а в Марокко, как и в других арабских странах это не слишком приветствуется, хотя вроде бы напрямую и не репрессируется.

И вот в ателье к Халиму приходит работать молодой ученик-подмастерье Юсеф, и вот в него-то мастер влюбляется уже другой любовью, как раз страстной, когда малейшее касание тела вызывает в организме электричество и сознание неотвратимости. Понимающая Мина какое-то время немного ревнует его, но потом, понимая, что её дни на земле сочтены, а мужу ещё жить да жить, как бы благословляет его на эту нежелательную в том обществе связь.

И Халим начинает балансировать, любовь обоих видов расцветает в нём всё более пышными цветами по мере того, как жена его всё более мучается и всё с большей очевидностью приближается к смерти.

«Голубой кафтан» - камерное кино, там, по сути почти нет никаких второстепенных персонажей, история фокусируется на этих трёх людях, при этом фигура Юсефа – тоже отчасти вспомогательна, декоративна, он нужен немножко как катализатор, как макгаффин, позволяющей режиссёрке глубже проникнуть во внутренние миры Халима и Мины.

Потому что в центре внимания – именно эти двое, их отношения, их любовь друг к другу, любовь, которой можно позавидовать, несмотря на то, что каких бы то ни было плотских элементов она и лишена. Это, конечно, очень гуманистический фильм, фильм о том самом лучшем, что скрывается в человеке, во что в 2023 году всё сложнее верить, а вот Мариам Тузани по-прежнему умудряется это делать.

И человек, разумеется, смертен, а вот любовь – не всегда, смерть человека далеко не обязательно означает окончание любви к этому человеку. Потому что остаётся память, остаются символические жесты, остаётся второй (а то и третий, и ещё какой-нибудь, это необязательно дело двоих) субъект этой любви, остаётся та вера в человечество, которая есть у авторки этого фильма, которую очень сложно, с учётом всего происходящего вокруг, разделить, но которой нельзя не восхищаться.



Комментариев нет:

Отправить комментарий